Питер келдер - око возрождения или древняя практика тибетских лам. И-Шен - «Око возрождения»

Слово "тумо" означает тепло, но не употребляется в повседневной речи для обозначения обыкновенного понятия тепла. Это - технический термин мистической терминологии. Действие обозначаемого им внутреннего тепла не ограничивается только согреванием тела аскета, умеющего развить это тепло.

Адепты тибетских тайных учений знают несколько разновидностей "тумо".

Тумо экзотерическое, возникающее во время некоторых видов экстаза стихийно, постепенно окутывает мистика "сладостным теплом покровов богов". Эта разновидность "тумо" обеспечивает отшельнику нормальное самочувствие на снежных вершинах.

"Тумо" мистическое имеет очень отдаленное отношение к понятию тепла, так как, судя по описанию, оно позволяет посвященному вкусить "райское блаженство" еще в этом мире.

Слово "тумо" в тайном учении означает легкое пламя. Это пламя согревает летучий первородный флюид и заставляет скрытую в нем энергию подниматься по нитеобразным протокам "тса"* (*Вена, артерия, нерв. - Прим. авт.) до макушки, заменяя плотское удовольствия наслаждениями умственного и духовного порядка.

Суеверия и своеобразные понятия о физиологии породили удивительные легенды на эту тему. Беру на себя смелость пересказать содержание одной из них.

Знаменитый подвижник Рестшунгпа, сгорая от желания сделаться ученым, покинул своего учителя Милареспу против воли последнего и отправился изучать литературу и философию в Лхасу, но из-за непослушания ему не повезло. По крайней мере, с религиозной точки зрения. Один богач, в восторге от учености и магических знаний молодого ламы, уговорил последнего отказаться от своих планов, жениться на его единственной дочери и сделаться, таким образом, его наследником. Это было еще до реформы Тсонг Кхапы, и безбрачие было для лам тогда необязательным. Молодая девушка совсем не разделяла восхищения своего отца особой Рестшунгпы, но ей пришлось подчиниться. Зато она превратила его жизнь в настоящий ад, и бедный муж очень скоро горько раскаялся, что ушел от учителя и позволил блеску богатства соблазнить себя. Его кротость не обезоружила молодую женщину, и в одно прекрасное утро она дошла до того, что ударила его ножом. И произошло чудо: вместо крови из раны потекла сперма.

Лама, передавший мне эту историю с глубокой верой в истинность рассказываемого, объяснил, что в результате практики тумо все тело Рестшунгпы было наполнено субстанцией жизни. Должна добавить, что другой лама посмеялся над наивностью своего собрата и дал другое объяснение - несомненно, благодаря практическому применению некоторых видов "тумо", тело наполняется производящей энергией, порождающей способности духовного созидания. Но эта энергия неуловима и невидима и не имеет ничего общего с грубой материей. Во всяком случае, очень немногие ламы, даже в среде мистиков, знакомы со всеми категориями "тумо". Но чудесное его действие, сохраняющее жизнь зимовщикам-анахоретам, согревая их среди снегов и вьюг высокогорных пустынь, известно всем тибетцам. Из этого следует, что в такой же степени распространено и умение получать это тепло: ламы, обучающие искусству "тумо", хранят свои методы в тайне, утверждая, будто сведения, приобретенные понаслышке или из книг, практически бесполезны. Для успешной практики "тумо" необходимы личные наставления учителя-эксперта в этой области. Больше того, иметь надежду добиться положительных результатов могут только ученики, уже имевшие специальную подготовку. Самые важные из предварительных условий следующие: иметь навык в практике различных дыхательных упражнений, обладать способностью к интенсивной, приводящей к трансу, концентрации мысли, в результате доходящей до объективизации образов, наконец, нужно получить специальное посвящение "тумо" от ламы, облеченного для этого особой властью. Посвящению всегда предшествует длительный испытательный период.

Я думаю, испытательный срок, помимо прочих предусмотренных им целей, дает возможность учителю проверить, обладает ли кандидат достаточно крепким здоровьем. Несмотря на все мое доверие к методу "тумо", я все-таки немного сомневаюсь в его приемлемости для людей со слабыми легкими.

Не знаю, не пытался ли почтенный лама отделаться от меня радикальным способом, уступив моим настойчивым просьбам и сократив испытательный срок. Он просто приказал мне отправиться в одно пустынное место, искупаться там в ледяном потоке, а потом, не вытираясь и не одеваясь, провести, не двигаясь, в таком виде всю ночь в медитации. Было начало зимы, высота местности достигала 3000 метров. Я преисполнилась невероятной гордости, так как не схватила даже насморка. В дальнейшем мне пришлось насладиться еще одним таким купанием, на этот раз поневоле, оступившись при переходе вброд Меконга недалеко от Ракши на севере Тибета. Когда я выкарабкалась на берег, одежда на мне мгновенно заледенела, а мне нечего было сменить. Вполне понятно, почему тибетцы, часто страдающие от превратностей сурового климата, так высоко ценят спасительное искусство "тумо".

Приобщенный к этой науке ученик должен отказаться от шерстяной одежды и никогда не приближаться к огню. Поупражнявшись в течение некоторого времени под внимательным руководством учителя, послушник отправляется в отдаленное и совершенно пустынное возвышенное место. Нужно помнить, что в Тибете определение "возвышенный" употребляется только по отношению к местности, расположенной на высоте более 4000 метров.

Гуру "респа"* (*Так называют экспертов в искусстве "тумо". - Прим. авт.) - те, кто носят одежду из хлопка - наставляют, что никогда нельзя тренироваться в получении "тумо" в помещении или селении, потому что воздух там заражен дымом, различные запахи, а также оккультные влияния противодействуют усилиям ученика и могут серьезно расстроить его здоровье.

Кандидат "респа", расположившийся в подходящем месте, уже не смеет ни с кем видеться, за исключением своего гуру. Последний приходит время от времени справиться о его успехах, или же ученик сам навещает учителя в его уединении. Кандидат должен тренироваться каждый день до рассвета и заканчивать относящиеся непосредственно к "тумо" упражнения до восхода солнца, так как обычно в это время его уже ждут другие занятия. Таким образом, до рассвета еще далеко, когда монах выходит из своей хижины или пещеры. Как бы ни было холодно, он абсолютно наг, или же имеет на себе один единственный покров из очень легкой бумажной материи. Начинающим разрешается садиться на кусок циновки или на доску. Преуспевающие ученики сидят на голой земле, а на высшей стадии обучения - на снегу, на льду замерзшего потока и т.д. Упражнение нужно делать натощак, и до его окончания запрещаются всякие напитки вообще, и горячие напитки в частности.

Разрешаются две позы - либо обычная поза медитации со скрещенными ногами, либо сидячая поза на западный лад, при этом руки лежат на коленях, безымянный и средний палец подогнуты под ладонь, а указательный, мизинец и большой пальцы вытянуты. В качестве вступления служат несколько дыхательных упражнений. Одна из преследуемых ими целей - обеспечить свободный проход воздуха через ноздри. Затем вместе с выдыханием мысленно извергаются гордость, гнев , ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе привлекаются и усваиваются благословения святых, дух Будды, пять мудростей, все, что существует в мире благородного и высокого.

Сосредоточившись на некоторое время, нужно отрешиться от всех забот и размышлений, погрузиться в глубокое созерцание и покой, затем вообразить в своем теле на месте пупка золотой лотос. В центре лотоса стоит сияющий, как солнце, или даже сам - настоящее солнце - слог "рам". Над ним находится слог "ма". Из этого последнего слога появляется богиня Дорджи Налджорма.

Эти мистические слоги, именуемые "семенем", нужно рассматривать не как обычные буквы, символически выражающие различные понятия, но, как стоящие во весь рост, наделенные способностью двигаться, живые существа. Например, "рам", - не мистическое наименование огня, но зародыш (семя) огня. Индусы придают большое значение артикуляции слов-зародышей. Они верят, что их созидательная сила заключается в издаваемом при их произношении звуке. В Тибете эти слоги употребляют, главным образом, в качестве схематических форм стихий, божеств и т.д. Тем не менее, некоторые оккультисты признают, что их можно использовать также и в качестве семени. Но, согласно теории, способ применения заключается не в звуковом воспроизведении слога, а в использовании его субъективного образа. Например, поскольку слог "рам" есть "зародыш огня", то постигший искусство маг, посредством субъективного образа этого слога может зажечь, что угодно или даже создать пламя без видимого горючего. Такова, по крайней мере, теория.

Как только вы представили себе образ Дорджи Налджормы, возникающий из слога "ма", нужно отождествиться с ней. После этого вы созерцаете букву "а" на месте ее пупка и букву "ха" (одна из букв тибетского алфавита) на ее макушке. Медленные глубокие вдыхания, действуя наподобие кузнечных мехов, раздувают тлеющий под пеплом огонь. Это пламя находится в "а" и имеет форму небольшого комочка (тибетское сравнение: "круглый как овечий помет и такой же величины".). Каждый вдох дает ощущение воздушной струи, проникающей в живот до пупка и раздувающей огонь. За каждым глубоким вдохом следует задержка дыхания, причем продолжительность ее постепенно возрастает. Мысль продолжает сосредоточенно следить за рождением пламени, поднимающимся по вене "ума", проходящей вертикально в центре тела.

Тибетцы заимствовали у индусов три магические вены, играющие важную роль в духовной тренировке йогов. Мистические вены, впрочем, не имеют ни малейшего отношения к кровеносным венам. Это тончайшие нервные нити, исполняющие роль проводников энергии. Помимо трех главных вен, именуемых тибетцами "рома", "ума", "киангма", имеется много других. По мнению ученых мистиков, такой вид нервной сети не имеет никакой физической сущности - это только фиктивное, воображаемое представление токов энергии. Субъективные видения и сопровождающие их ощущения координируются рядом постепенных изменений. Вдохи, задержки дыхания и выдохи производятся ритмично, причем безостановочно повторяется мистическая формула. Внимание необходимо полностью сосредоточить на видении огня и связанным с ним ощущением теплоты, исключив все другие мысли или мысленные образы.

Все упражнение состоит из десяти частей или этапов, следующих один за другим без перерыва.

Привожу краткое изложение десяти этапов упражнения:

1. В воображении создается и созерцается образ "ума" - центральной "вены" в волос толщиной. Она наполнена вздымающимся по ней пламенем. При дыхании через пламя проходит воздушная струя.

2. Вена расширяется до размеров мизинца.

3. Толщина вены доходит до толщины руки.

4. Вена наполняет все тело и имеет теперь вид трубы, вмещающей печную топку.

5. Тело не ощущается. Непомерно раздувшаяся вена вмещает теперь всю вселенную, и налджорпа впадает в состояние экстаза, он чувствует, будто превращается в развеваемое ветром пламя среди пылающих волн огненного океана.

Новички, не имеющие еще опыта длительной медитации, проходят через эти пять этапов быстрее, чем более опытные. Последние, погружаясь в созерцание, задерживаются на каждом из них дольше. Тем не менее, чтобы достигнуть пятого этапа, даже самому проворному ученику требуется не меньше часа.

Затем субъективные видения повторяются в обратном порядке.

6. Буря стихает. Волны бушующего пламени постепенно спадают и успокаиваются. Пылающий океан уменьшается и, наконец, поглощается телом.

7. Вена не превышает толщины руки.

8. Вена сужается до размеров толщины мизинца.

9. Вена теперь не толще волоса.

10. Вена исчезает. Видение огня, так же как и другие формы и образы, становятся невидимыми. Равным образом рассеиваются представления о каких бы то ни было предметах. Сознание тонет в "Великой Пустоте", двойственность воспринимающего субъекта и воспринимаемого объекта больше не существует.

Продолжительность транса обусловлена степенью умственного и духовного развития налджорпы.

Это упражнение, включая пять последних этапов или без них, можно повторять несколько раз в день или в любое время, когда холод дает себя чувствовать, но собственно тренировка состоит в утренних упражнениях.

Милареспа прибег к "тумо", когда в результате снежного обвала оказался пленником в своей пещере в Латши Кханг (гора Эверест) и был вынужден прожить в ней почти без припасов до весны. Это приключение Милареспа воспел в знаменитых на Тибете стихах. Цитирую отрывок из них в вольном переводе:

Когда постыла мне мирская суета,
И я на склонах Латши Кханг искал уединения.
Тогда Земля и Небо сговорились
И бурю-вестника послали мне.
В союз воды и воздуха стихии
С грядою мрачных туч вступив,
Луну и Солнце полонили.
На звезды маленькие вихрем налетели
И сдули их с темнеющего неба,
В туманный саван звезды взрослые окутав,
И снег пошел тогда и шел без перерыва
Девять ночей и девять дней. Большие хлопья
Были густы как клочья шерсти,
Они летели вниз, порхая точно птицы.
Снежинки мелкие, словно горох или горчицы зерна
Спускались, скатывались и кружились в вихре.
Неописуема была беспредельность снежных масс:
Вверху снег покрывал ледниковые гребни,
Далеко внизу снежный океан затопил лес до макушек
деревьев.
Снег выбелил черные горы,
Мороз выгладил волнистые воды озер,
И голубые ручьи скрылись под ледовым покровом.
Засыпанные снегом горы и лощины превратились в равнину,

Люди в деревнях были, как узники в темницах,
Домашние животные голодали
Птицы и дикие звери постились,
Мыши и крысы хоронились в земле под снежной печатью,

Как клады.
В эту пору бедствия
Снег и зимняя вьюга вступили на белой горе
В битву с моей легкой одеждой.
Падающий снег таял на мне, превращаясь в ручеек.
Ревущий ураган бессильно бился о тонкую ткань платья,

Облекавшего мое пылающее тело.
Здесь воин бился за жизнь, сражаясь со смертью,
И, одержав победу, я преподал отшельникам
Пример, свидетельствующий о великой добродетели "тумо".

Милареспа поэтически описывает свои впечатления, но в них нет ничего исключительного. Многие тибетские анахореты зимуют в таких же условиях. Разница заключается в том, что Милареспа был отрезан снегами неожиданно, не имея необходимых запасов провизии, и в плохо защищенном месте.

Я не настолько безрассудно самонадеянна, чтобы сравнивать свое зимнее "дачное" платье и житье в нем в горах Тибета с подвижничеством отшельников типа Милареспы. Но описываемый в его стихах пейзаж мне хорошо знаком. Часто - и даже недалеко от того же Латши Кханга - я имела возможность созерцать подобные пейзажи с вершины своего уединения и, хотя я не испытывала недостатка в провизии и топливе, и могла разжигать костер, все же я имею право судить о суровости этого необычайного существования. Я вспоминаю великое, ничем не нарушаемое безмолвие, восхитительное одиночество, невыразимый покой, затопивший мою пещеру... Не думаю, что нужно сожалеть о тех, кто проводит там свои дни. Они достойны скорее зависти, чем сожаления.

Помимо описанного выше упражнения, есть еще и другие, также рассчитанные на получение "тумо". Они более или менее однородны. Метод всегда состоит в сочетании длительных задержек дыхания и объективизации воображаемого пламени, что совпадает с приемами самогипноза.

Учение Нароты о "Шести Тайных Доктринах" включает раздел о "тумо".

Вот краткое изложение предлагаемого им метода:

Присесть на корточки, скрестить ноги, пропустив их под бедрами, и соединить руки. В этом положении:

1. Вращать желудок три раза справа налево и три раза слева направо.

2. Делать желудком взбивающие движения с максимально возможной энергией.

3. Раскачиваться, встряхиваться, подражая движениям норовистой лошади, и слегка подпрыгнуть, не меняя позы со скрещенными ногами.

Эти три упражнения нужно повторить три раза и закончить большим прыжком, налджорпа должен постараться подскочить возможно выше. Нет ничего удивительного, если после такой гимнастики бывает жарко. Описанное упражнение сродни практике индусской Хатха-йоги. Упражнение продолжают, задерживая дыхание до тех пор, пока живот не примет "форму горшка". Затем следует объективизация образа Дорджи Налджормы, как и в первом из описанных методов. Нужно вообразить себе по солнцу в каждой ладони, под подошвами ног и под пупком. При трении друг о друга солнц в руках и ногах вспыхивает огонь. Огненные языки доходят до солнца под пупком, и последнее вспыхивает в свою очередь, наполняя все тело пламенем.

При каждом выдохе кажется, будто пылает весь мир.

Упражнение заканчивается двадцать одним большим прыжком. (Выдержка из сочинения Нароты "Трактат о Шести Доктринах".)

Хотя в обеих описанных системах тренировки, существуют некоторые сходные моменты в объективизации образов, все-таки разница между ними очень велика, так как вторая система состоит из множества движений и прыжков, в то время как первая требует полной неподвижности.

В двух этих методах, как и во всех других, преследующих ту же цель, уже давно тренировавшиеся в развитии "тумо", производят вдохи, задержки дыхания и выдохи в установленном порядке механически. Все манипуляции не нарушают ни концентрации мысли на мираже огня, ни сопровождающего созерцание мысленного повторения мистической формулы. Успевающим ученикам не приходится напрягать воображение, чтобы видеть разгорающееся пламя, видение развивается само по себе, и приятное ощущение тепла разливается по всему телу, что и является конечной целью упражнения.

Иногда период обучения "тумо" заканчивается подобием экзамена. Зимней лунной ночью уверенные в своем умении ученики отправляются со своим учителем на берег еще не замерзшего потока. Если все водные бассейны в округе уже закованы льдом, во льду пробивают отверстие. Выбирают ночь, когда дует сильный резкий ветер, - такие ночи в Тибете не редкость. Кандидаты на звание "респа", совершенно голые, усаживаются, скрестив ноги на земле. В ледяную воду окунают простыни. Они замерзают в проруби и извлекаются оттуда совсем твердыми. Каждый ученик закутывается в такую простыню; он должен ее отогреть и высушить собственным телом. Как только простыня высыхает, ее снова мочат в проруби, и испытуемый снова в нее заворачивается. Эта процедура продолжается до рассвета, и тот, кто высушил на себе больше всех простыней, объявляется победителем.

Говорят, некоторым удается высушивать таким образом до сорока простыней за ночь. Тут следует учесть долю преувеличения, а также уточнить размеры простыней - они иногда бывают крошечными и даже совсем символическими. И все-таки "респа" действительно высушивают своим телом несколько кусков ткани величиной с большую шаль. Могу засвидетельствовать это как очевидец.

Ученик должен высушить на себе не меньше трех простыней, прежде чем его признают достойным носить юбку из белой ткани - отличительный признак овладевших искусством "тумо". По крайней мере, таково было правило древнего устава, но вряд ли его точно придерживаются в наши дни.

"Респа" - человек, всегда одетый в платье из легкой хлопчатобумажной ткани. При этом, само собой разумеется, на нем может быть только один покров. Однако на Тибете нет недостатка в "респа", скрывающих под легкой хлопчатобумажной тканью теплую одежду. Эти обманщики либо настоящие мошенники, стремящиеся провести доверчивых простаков с корыстными целями, либо действительно изучавшие искусство "тумо", но слишком недолго, чтобы приобрести прочные навыки. В противовес им существуют анахореты - большие специалисты в области "тумо". Они превосходят "респа", так как отказываются даже от легкого хлопчатобумажного платья и живут в горах совершенно голыми в течение определенного времени, или же постоянно, до самой смерти.

Тибетцы подобными подвигами очень гордятся. Они не упускают случая поиздеваться над голыми йогами во время паломничеств по дорогам Индии. Тибетцы не понимают, что в Индии нагота - не демонстрация исключительной физической выносливости, но символ полного отречения от всего мирского. Один из тибетских "сверх-респа", прошедший обучение тумо в области Кханг-Тизе (западный Тибет), шел в Гайя (город в Индии, где Будду посетило озарение. Место паломничества буддистов всего мира) через Непал в сопровождении одного из друзей и слуги-мирянина. Проходя по равнинам Индии, он набрел на одного "садху", возлежащего на циновке в лучах жаркого солнца. Его лицо и вся поза дышали бесстыдным самодовольством. Это рассмешило анахорета ледяного безмолвия.

Ну, приятель, - сказал он индусу, - приглашаю тебя полежать в таком костюме на берегу озера Мопханг (соленое озеро в западном Тибете), там у тебя будет совсем другая физиономия.

Индус, разумеется, не понял говорившего по-тибетски ламу и недоумевал, почему так непочтительно хохочут перед ним странники-чужестранцы. Мне рассказал об этом случае сам остроумный анахорет, его и в старости еще смешило воспоминание о своей шутке.

Общий вывод: в начале тренировки явление развивающегося тепла или ощущение тепла длится только во время упражнения. Как только концентрация мысли и дыхательная гимнастика прекращаются, холод постепенно снова дает себя чувствовать. Напротив, у тех, кто занимается этой тренировкой систематически многие годы, генерация тепла при понижении температуры воздуха становится естественной функцией, включающейся, так сказать, автоматически.

Помимо состязания в высушивании мокрых тряпок, существует еще много способов проверки "тумо". Один из них состоит в испытании снегом. Соискатель садится в снег. Количество растаявшего под ним снега и величина радиуса таяния вокруг него служат показателями интенсивности излучаемого им тепла.

Трудно переоценить важность владения искусством "тумо". Как бы там ни было, его эффективность, по-видимому, вполне доказана. Отшельники действительно живут всю зиму голые или прикрытые совсем легкой одеждой среди снегов на очень больших высотах.

Кроме меня, их видели очень многие. Члены экспедиции, штурмовавшей вершину Эверест, заметили издали несколько таких анахоретов. О себе могу сказать, что для той скромной степени, в какой я сама изучала "тумо", я добилась замечательных результатов.

«Око возрождения»

Смысл «Ока возрождения»

Тибет – место невероятных тайн, познать которые люди стремились многие столетия. Побывав в этом удивительном месте еще ребенком, я и не подозревал, что увиденное и услышанное тогда будет возвращаться ко мне снова и снова. Помню, как меня погладил по голове далай-лама. Что он тогда сказал – не знаю. Мой дедушка, который сумел привести меня в таинственные горы, никогда не говорил об этом. Но я верю, что встреча в горной обители не была случайной. Может быть, именно благодаря ей спустя десятилетия я стал заниматься духовными практиками Востока. Думаю, не случайно я оказался и в России, чтобы именно здесь рассказать об этих практиках людям.

«Как странно, – сказала мне как-то моя жена Полина, – ты вобрал все интересное и загадочное, что есть не только в твоем родном Китае, но и на всем Востоке. Кто бы мог подумать, что можно не только все воспринять, но еще и переработать увиденное и услышанное. Может, и хорошо, что ты можешь рассказать сразу о многом, чтобы люди сравнивали, выбирали, находили свой путь. Это ведь так важно – найти собственную дорогу в жизни».

Соглашусь с женой. И добавлю: в сущности, единая картина, которую мы зовем жизнью, складывается из множества выборов, мы делаем их в разное время по разным поводам.

Никто из нас не существует в мире изолированно. Мы – части одного целого, не имеющего границ во времени и пространстве. Древние представления о природе и человеке, которые, казалось бы, уже утрачены, на самом деле живут как некая общая память. То, что кажется навсегда забытым, возвращается. Ламы как истинные мудрецы сохранили знание о том, например, что человеку за разгадкой собственной жизни не надо отправляться в долгое странствие. Нужно лишь обратиться внутрь себя. Под этим подразумевается очищение разума и исправление воли, без чего любая попытка постижения истины будет неполной или несостоявшейся. А попытаться, ей богу, стоит. Постигая мир и себя, человек открывает такие перспективы, перед которыми разум оказывается бессильным. Это царство мистической силы повторений, упражнений – подлинной духовной практики. Практикующий затрагивает тонкий (духовный) мир, который, разумеется, имеет аналоги и в нашем физическом строении. Поэтому, воздействуя на одну сторону, мы подвергаем изменению и другую. Вносятся коррективы в духовный мир – происходят подвижки в физическом плане. И, разумеется, наоборот. Я бы даже сказал, что сначала нужно поменяться духовно – и это поможет избежать многих физических недугов.

«Насколько тесной является связь между физическим и духовным?» – часто спрашивают меня ученики. Говорить о раз и навсегда заданных пропорциях сложно. Соотношение индивидуально. Кроме того, мера взаимозависимости меняется в разные периоды жизни. Только одно несомненно: связь эта существует, и не понимать ее – значит отказать самому себе в совершенствовании, поставить перед собой ограничители, которые мешают развитию.

В каждый отдельный момент бытия человек своими действиями направляет течение собственной жизни. Ламы считают, что огромной силой обладает воля. Не могу не вспомнить и то, чему учит христианская церковь: быть внимательным к своим помыслам, словам и поступкам, стараться не допускать греха даже мысленно, а если согрешил – искренне каяться и исправлять содеянное. Тогда и ваша жизнь, и жизнь тех, кто рядом, будет меняться к лучшему.

Изменить существующее положение вещей во благо, а не во вред – возможно. Сколь бы фантастичным это ни казалось, можно даже замедлить процессы старения организма. Если человеку удастся открыть себя живительной энергии, поступающей из Космоса, то клетки организма получат новый импульс. Их жизнь войдет в согласие с ритмом Вселенной, и это одарит вас здоровьем.

Конечно, никто не убережется от старости, страдания и смерти – таков удел всего сотворенного. Однако мы можем наполнить жизнь иным смыслом.

Для меня одним из примеров изменения себя и достижения «золотой середины», равновесия, к которому стремятся все, служит история Будды.

Царевич Сиддхартха (такое имя Будда получил при рождении) был сыном вождя, но стал аскетом. По рождению ему предстояло однажды взять в свои руки управление народом. Но было пророчество: он откажется от такой миссии и станет учителем миллионов, потому что ему предстоит узнать суть страдания. И это перевернет мир.

Отец Сиддхартхи постарался оградить сына от любых невзгод. Он создал ему тепличные условия – искусственную жизнь, в которой не было ничего, кроме веселья и молодости, и ничто не напоминало о смерти, болезни и страдании.

Но внешнее благополучие не принесло счастья. Сбылись предсказания. Даже Будда не смог укрыться от реальной правды земного мира.

Однажды в парке он встретил больного старика. Сиддхартха не ведал о существовании старости и поинтересовался у спутников, что это значит. В ответ он услышал: люди непременно становятся старыми – как этот незнакомец, и другого не дано. Ум Будды был смущен. Сбылось первое пророчество – о старости.

Спустя какое-то время наследник Сиддхартха повстречал в том же парке совершенного немощного человека, которого била лихорадка. Он вновь спросил, что это значит. И тогда ему объяснили: люди болеют, и это почти неизбежно.

Третья встреча была еще трагичнее. Сиддхартха увидел труп человека, которого несла траурная церемония. Так наследник узнал о существовании смерти и неизбежности ее для всего сотворенного.

Однако четвертая встреча дала наследнику надежду: Сиддхартха увидел благочестивого странника, аскета, который излучал свет и был одухотворен радостью. Царевич понял свое предназначение и решил тоже стать странником.

Будда уехал из города, нарушив запрет отца, отказался от богатств, украшений, дорогого платья – всей той роскоши, которой был окружен в своей «золотой клетке». Взамен надел рубище. Он стал аскетом, решив научиться правде странника.

Сиддхартха выбрал себе в удел отшельничество, медитируя в лесу. При этом он подвергал себя истязаниям, превратившись со временем в ходячий скелет. Но однажды Будда понял, что это – неверный путь.

Он погрузился в глубокую медитацию. И ему открылось, как можно устранить несчастья и страдания. Он стал просветленным.

Рассказав о Будде, я вовсе не призываю вас пойти по его пути. Но этот пример помогает понять, что в наших силах совершить многое.

Изменить себя – не значит изменить мир. Скорее, наоборот: мы изменяем себя для того, чтобы понять окружающее пространство как данное нам для того, чтобы быть его гармоничной частью. Это восстановление связей и традиций. Обретение надежной защиты. Вы каждый раз становитесь проводником и обладателем: стоя на земле, заручаетесь ее поддержкой, поднимая руки вверх – получаете дары Неба. Сумейте же правильно распорядиться этими подарками ради жизни – жизни как дара. Уметь оценить ее – вот залог счастья. Обретайте мир в себе и радуйте им окружающих!

В этом помогут те способы и механизмы самосовершенствования, которыми издавна владеют тибетские ламы. В частности, так называемое «Око возрождения». Данная практика тесно связана с йогой, откуда и заимствованы ее упражнения. «Око возрождения» затрагивает тонкий и физический миры, равно способствуя изменениям к лучшему в одном и в другом.

Иногда «Око возрождения» называют эликсиром молодости. Это недалеко от истины: овладевая движениями, вы получаете ту силу, которая замедляет старение. Она сопряжена с работой эндокринной системы организма, поэтому касается и аспектов сексуальной активности.

Прежде чем перейти к собственно практике, расскажу о том, как на Тибете воспринимают строение организма человека.

Вихри и строение тела

В теле человека насчитывается девятнадцать энергетических центров. Их называют вихрями. Семь из этих вихрей – главные, остальные – побочные. Их невозможно увидеть физическим зрением, потому что это врата в духовные поля. Расположены они согласно суставам: шесть верхних побочных вихрей соответствуют плечевым, локтевым и лучезапястным суставам и кистям рук; шесть нижних – тазобедренным суставам, коленям и голеностопным суставам со ступнями.

Вихри не изолированы друг от друга. От степени их взаимодействия зависит увеличение силы оздоровления и омоложения, когда все тело человека становится открытым для проникновения энергии тонких миров.

Если ноги человека не расставлены, то побочные вихри, образуемые вокруг коленных суставов, соединяются. В результате образуется один большой вихрь. В нем сконцентрировано столько энергии, сколько присутствует и в основных. Обычно мы не делаем широких шагов, не выполняем махи ногами, не садимся в шпагат, а потому этот огромный вихрь с нами всегда. Его форма меняется в зависимости от того, какое положение человек принимает в пространстве. Если интенсивность сконцентрированной в нем энергии достаточно велика, то о нем говорят как о восьмом главном вихре.

Эти упражнения доступны каждому человеку, полезны для всех - для мужчин и женщин, для людей всех возрастов.

Данная система упражнений была впервые описана в книге Питера Кэлдера, которая вышла в 1938 г. на английском языке, а затем, в 1994 г., - на русском. Автор пишет, что это древняя тибетская ритуальная практика - тайная практика тибетских лам, которые использовали ее для сохранения здоровья и достижения вечной молодости. Тысячелетиями она хранилась в глубочайшей тайне.

Секрет молодости - упражнение 1.

Встать прямо, развести руки в стороны до уровня плеч, ладонями вниз. Медленно вращаться в направлении по часовой стрелке (если смотреть сверху). Для начала достаточно ограничиться несколькими оборотами (до наступления легкого головокружения), со временем можно будет постепенно увеличить число оборотов и скорость вращения.

Секрет молодости - упражнение 2.

Это упражнение выполняется сразу же после первого. Исходное положение - лежа на спине. Выдох. Прижать ладони к полу, одновременно со вдохом поднять голову, крепко прижав подбородок к грудине, затем поднять прямые ноги вверх, не отрывая таз от пола (ноги в коленях не сгибать). Затем медленно опустить ноги и голову на пол, расслабиться - выдох. Повторить упражнение несколько раз.

Секрет молодости - упражнение 3.

Исходное положение - стоя на коленях, опираясь на переднюю часть стопы; колени и стопы на ширине плеч, ладони лежат на задней стороне бедер. Наклонить голову вперед, прижав подбородок к грудине, - выдох. Отвести голову назад, опираясь руками о бедра, - вдох. Повторить упражнение несколько раз.

Секрет молодости - упражнение 4.

Исходное положение: сидя на полу, вытянуть прямые ноги вперед, ступни на ширине плеч, ладонями упереться в пол, пальцы вперед. Опустить голову вперед, прижав подбородок к грудине,- и выдох. Затем отвести голову до предела назад и одновременно поднять туловище до горизонтального положения - вдох. Сильно напрячь все мышцы тела, а потом расслабиться и вернуться в позу с прижатым к грудине подбородком. Повторить упражнение несколько раз.

Секрет молодости - упражнение 5.

Исходное положение-упор лежа прогнувшись, опираясь на ладони и переднюю часть стопы, не касаясь пола коленями; расстояние между ладонями и стопами - немного шире плеч. Отвести голову до предела назад, прогнуться - выдох. Затем перейти в положение "гора", голову прижать подбородком к грудине - вдох. Повторить упражнение несколько раз.

Секрет молодости - упражнение 6 (заключительное).

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать полный глубокий вдох через нос. Затем, энергично выдыхая, наклониться вперед, опираясь руками о колени; голову опустить ("джаландхара бандха"). Подтянуть мышцы ануса, половых органов ("мула бандха"), промежности и одновременно вытолкнуть остатки воздуха и подтянуть низ живота "уддияна бандха". Во время задержки дыхания на выдохе подняться вверх в исходное положение, еще больше втягивая живот, руки на бедрах. Оставаться в этом положении до окончания естественной (без напряжения и одышки) задержки дыхания.

Повторить упражнение несколько раз, но не более 9 повторений.

  • Этот комплекс упражнений для возвращения и сохранения молодости следует выполнять ежедневно. В первую неделю достаточно повторять каждое упражнение по 3 раза. Затем каждую неделю добавляем по 2 повторения. Таким образом, во 2-ую неделю делаем по 5 повторений каждого упражнения, в 3-ую - по 7 повторений и так далее, пока число повторов не достигнет 21.
  • Заключительное, шестое упражнение повторяется в одном цикле не более 3 раз. Поэтому общее число повторений 21 х 5 + 3 = 108, что составляет один полный цикл, на который обычно требуется 10-15 минут. В дальнейшем, при некоторой тренировке можно будет выполнять один полный цикл утром и один - вечером.
  • Заниматься лучше всего утром и вечером - на восходе и закате; можно также заниматься днем. В каждую серию должны обязательно входить все шесть упражнений, выполняемых строго в приведенной последовательности. Переставлять упражнения нельзя. Можно набрать требуемое число повторений в течение дня - за 2 или 3 занятия. Например, 9 повторений в утреннее занятие и 12 - вечером, но ни в коем случае не допускать перенапряжения и переутомления. После выполнения двух упражнений можно сделать небольшую паузу, а затем продолжить, повторив концовку последнего упражнения.

Око Возрождения Древняя практика тибетских лам -Питер Келдер Книги

Кэлдер Око возрождения 1.doc Книга 1. Око возрождения. Древний секрет тибетских лам (я «потерянная» глава!) -Питер Кэлдер

Кэлдер Око возрождения 2.doc Книга 2. Древний секрет источника молодости - Питер Кэлдер

Kelder Eye of revelation. doc на английском
oko short. htm коротко упражнения - для распечатки

Килхэм Пять тибетских жемчужин. djvu Око возраждения

Пять тибетских жемчужин-Килхэм К. С.

Книга Око возрождения была написана П. Кэлдером до Второй мировой войны. Это повесть об удивительном открытии неистощимого источника молодости, сделанном полковником британской армии сэром Генри Брэдфордом в горах Тибета. В 1994 г. София опубликовала Око возрождения Питера Кэлдера. Тираж разошелся мгновенно. И в течение 11 лет звучали многочисленные просьбы о
переиздании именно Питера Кэлдера.

Описанные в этой книге 6 простых начальных упражнений для омоложения оказались очень действенными, и книга даже рекомендуется в качестве учебного пособия многими эзотерическими (и не только) школами страны. Советы, приведенные в этой говорящей книге, доступны практически каждому, от бизнесмена до пенсионера. Око возрождения - не только описание секретной в недалеком
прошлом практики тибетских лам, приводящей к обращению внутреннего потока времени, развитию личной силы, сохранению и восстановлению здоровья и молодости тела, но в изложении А. Сидерского книга выглядит увлекательным художественным произведением.

От переводчика

Книга Питера Кэлдера - единственный источник, в котором содержится бесценная информация о пяти древних тибетских ритуальных практиках, дающих нам ключи от врат непостижимо долгой молодости, здоровья и удивительной жизненной силы. В течение тысяч лет информация о них сохранялась монахами уединенного горного
монастыря в глубочайшей тайне.

Впервые они были раскрыты в 1938 году, когда увидела свет книга Питера Кэлдера. Но тогда Запад еще не был готов принять эту информацию, поскольку только начинал знакомиться с фантастическими достижениями Востока. Теперь же, на исходе двадцатого века, после того, как ураган теоретической и практической информации о самых разнообразных системах восточного эзотерического знания промчался над планетой, принеся фантастические откровения и раскрыв новую страницу в истории человеческой мысли, возникла настоятельная необходимость от теории и философии перейти к практике, выбирая самые эффективные и самые неординарные методы. С каждым днем приподнимается завеса тайны над всё новыми и новыми аспектами эзотерического знания, с каждым новым шагом в этом направлении перед человечеством раскрываются все более и более грандиозные перспективы покорения пространства и времени. Поэтому отнюдь не удивительно, что книга Питера Кэлдера вновь возникла из небытия забвения - ее время настало.

Почему? Что в ней особенного? Ведь практики, описанные на ее страницах, не производят впечатления сколько-нибудь сложных, да и сам автор утверждает, что они доступны любому человеку.

В чем же дело, отчего нам потребовалось столько лет на то, чтобы принять такие, казалось бы, простые и очевидные вещи? Все дело в том, что речь идет не просто об оздоровительных упражнениях, а о ритуальных действиях, обращающих вспять течение внутреннего времени. Даже сейчас, после всех виденных нами чудес, это не укладывается в сознании. Но, тем не менее, факт остается фактом - метод работает и работает именно таким образом! За счет чего? Непостижимо! Такие элементарные вещи. Не может быть!

Однако давайте не будем спешить с заключениями, ведь сакраментальное все гениальное - просто еще никем не было отменено. И единственным критерием истины в данном случае (впрочем, как и в любом другом) может быть только практика. Тот, кто попробует, убедится сам - метод работает. И так ли уж важно, за счет чего? (Впрочем, тот, кто жаждет знать всю подноготную, - в выигрыше, поскольку ему предоставляется великолепный шанс исследовать все на собственном опыте и, возможно, - кто знает - сказать свое слово в становлении нового взгляда человечества на реальность мироздания.)

Бесценное сокровище древних открыто каждому из нас. Абсолютно безвредное. Доступное любому. Непостижимо загадочное в своей предельной простоте. Достаточно протянуть руку и взять. Каждый день. По десять-двадцать минут. И все. Разве это так уж сложно?

И вряд ли важно, был полковник Брэдфорд лицом реальным или Питер Кэлдер сочинил всю эту историю для того, чтобы в увлекательной форме рассказать нам об уникальной практике, переданной ему его тибетским учителем. Конечно, мы благодарны автору за те несколько приятных часов, проведенных за чтением его повести, однако эта благодарность не может идти ни в какое сравнение с той глубочайшей признательностью, которую мы испытываем по отношению к нему за его дар - практическую информацию об Оке возрождения - неистощимом источнике молодости и жизненной силы, который стал нам доступен благодаря его книге.

Быстрый и простой комплекс упражнений для восстановления здоровья и возвращения молодости.
Око возражения - это не просто упражнения, а «ритуальные действия», которые и составляют систему энергетической тренировки.

Глубина дыхания во время практики имеет огромное значение, поскольку именно дыхание служит связующим звеном между движениями физического тела и управлением энергией. Поэтому дышать при выполнении комплекса упражнений Ока возражения необходимо как можно более полно и глубоко. Ключом же к полному и глубокому дыханию всегда служит полнота выдоха. Если выдох выполнен полноценно, столь же полноценным неизбежно окажется естественно следующий за ним вдох.
Око возрождения видео
Око возрождения. Древняя практика тибетских лам - Питер Келдер содержание:
Ritual_1.avi Упражнение 1 Вращение
Ritual_2.avi Упражнение 2 Лежа на спине поднимать голову и прямые ноги
Ritual_2а.avi Упражнение 2а Вариант для физически ослабленных людей
Ritual_3.avi Упражнение 3 Стоя на коленях прогибать позвоночник назад
Ritual_4.avi Упражнение 4 Из положения сидя - в положение «столик»
Ritual_5.avi Упражнение 5 Из прогиба назад в «треугольник»
Ritual_6.avi Упражнение 6 Переработка сексуальной энергии

Око возрождения - упражнение 1 Вращение


Исходное положение для первого упражнения - стоя прямо c горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками. Приняв его, начать вращаться вокруг своей оси до тех тор, пока не возникнет ощущение легкого головокружения. При этом очень большое значение имеет направление вращения - слева направо. Другими словами, если бы вы стояли в центре лежащего на полу большого циферблата, обращенного лицевой стороной вверх, то вращаться нужно было бы по часовой стрелке.

Встаньте прямо, стопы вместе или слегка расставлены. Поверхность обеих ладоней соедините перед грудью (намаскара мудра) и полностью выдохните, удерживая свое осознание на мудре, на силе ладоней и на эффекте от этой мудры в области груди.

Начинающим ламы рекомендуют ограничиваться тремя оборотами. В отличие от «пляшущих» дервишей, ламы в своей практике не вращаются до полного изнеможения, вращаясь не несколько сотен раз, а всего лишь раз десять-двенадцать. Максимальное же число оборотов за один раз в большинстве случаев не превышает двадцати одного.

Чтобы «отодвинуть» предел головокружения, можно воспользоваться приемом, который широко используют в своей практике танцоры и фигуристы. Прежде чем начать вращаться, зафиксируйте взгляд на какой-нибудь неподвижной точке прямо перед собой. Поворачиваясь не отрывайте взгляд от избранной вами точки, сколько это будет возможно. Когда точка фиксации взгляда уйдет из вашего поля зрения, быстро поверните голову, опережая вращение туловища, и как можно быстрее снова захватите взглядом ориентир. Этот прием позволяет довольно заметно отодвинуть предел головокружения.

Око возрождения - упражнение 2 Лежа на спине поднимать голову и прямые ноги


Исходным положением для второго ритуального действия является положение лежа на спине. Лучше всего лежать на толстом ковре или какой- нибудь другой достаточно мягкой и теплой подстилке.

Выполняется второе ритуальное действие следующим образом. Вытянув руки вдоль туловища и прижав ладони с плотно соединенными пальцами к полу, нужно поднять голову, крепко прижав подбородок к грудине. После этого - поднять прямые ноги вертикально вверх, стараясь при этом не отрывать от пола таз. Если можете, поднимайте ноги не просто вертикально вверх, но еще дальше «на себя» - до тех пор, пока таз не начнет отрываться от пола. Главное при этом - не сгибать ноги в коленях. Затем медленно опустите на пол голову и ноги. Расслабьте все мышцы и после этого повторите действие еще раз.

В этом ритуальном действии большое значение имеет координация движений с дыханием. В самом начале необходимо выдохнуть, полностью избавив легкие от воздуха. Во время поднимания головы и ног следует делать плавный, но очень глубокий и полный вдох, во время опускания - такой же выдох. Если вы устали и решили немного отдохнуть между повторениями, старайтесь дышать в том же ритме, что и во время выполнения движений. Чем глубже дыхание, тем выше эффективность практики.

Око возрождения - Упражнение 2а Вариант для физически ослабленных людей

Око возрождения - Упражнение 3 Стоя на коленях прогибать позвоночник назад


Ритуальное действие третье должно выполняться сразу же вслед за первыми двумя. И так же как первое и второе, оно является очень простым. Исходным положением для него служит положение стоя на коленях. Колени следует ставить на расстоянии ширины таза одно от другого, чтобы бедра располагались строго вертикально. Кисти рук ладонями лежат на задней поверхности мышц бедер как раз под ягодицами.

Затем следует наклонить голову вперед, прижав подбородок к грудине. Забрасывая голову назад-вверх, выпячиваем грудную клетку и прогибаем позвоночник назад, немного опираясь руками о бедра, после чего возвращаемся в исходное положение с прижатым к грудине подбородком. Немного отдохнув, если необходимо, повторяем все сначала.

Подобно второму ритуальному действию, третье требует строгого согласования движений с ритмом дыхания. В самом начале следует сделать такой же глубокий и полный выдох, как в первом. Прогибаясь назад, нужно вдыхать, возвращаясь в исходное положение - выдыхать

Око возрождения - Упражнение 4. Из положения сидя в положение "столик"


Для выполнения четвертого ритуального действия нужно сесть на пол, вытянув перед собой прямые ноги со ступнями, расположенными примерно на ширине плеч. Выпрямив позвоночник, положите ладони с сомкнутыми пальцами на пол по бокам от ягодиц. Пальцы рук должны быть при этом направлены вперед. Опустите голову вперед, прижав подбородок к грудине.

Затем запрокиньте голову как можно дальше назад-вверх, а потом - поднимите туловище вперед до горизонтального положения. В конечной фазе бедра и туловище должны находиться в одной горизонтальной плоскость, а голени и руки - располагаться вертикально, как ножки стола. Достигнув этого положения, нужно на несколько секунд сильно напрячь все мышцы тела, а потом - расслабиться и вернуться в исходное положение с прижатым к груди подбородком. Затем - повторить все сначала.

И здесь ключевым аспектом является дыхание. Сначала нужно выдохнуть. Поднимаясь и запрокидывая голову - выполнить глубокий плавный вдох. Во время напряжения - задержать дыхание, и опускаясь - полностью выдохнуть. Во время отдыха между повторениями - сохранять неизменный ритм дыхания.

Око возрождения - Упражнение 5. Из прогиба - назад в "треугольник"


Исходным положением для него является упор лежа прогнувшись. При этом тело упирается на ладони и подушечки пальцев ног. Колени и таз пола не касаются. Кисти рук ориентированы строго вперед сомкнутыми вместе пальцами. Расстояние между ладонями - немного шире плеч. Расстояние между ступнями ног - такое же.

Начинаем с того, что запрокидываем голову как можно дальше назад-вверх. Затем переходим в положение, при котором тело напоминает острый угол, вершиной направленный вверх. Одновременно движением шеи прижимаем голову подбородком к грудине. Стараемся при этом, чтобы ноги оставались прямыми, а прямые руки и туловище находились в одной плоскости. Тогда тело окажется как бы сложенным пополам в тазобедренных суставах. Вот и все. После этого возвращаемся в исходное положение - упор лежа прогнувшись - и начинаем все сначала.

Схема дыхания в пятом ритуальном действии несколько необычная. Начав с полного выдоха в упоре лежа прогнувшись, вы делаете глубокий, насколько это возможно, вдох при «складывании» тепа пополам Получается некоторое приближенное подобие так называемого парадоксального дыхания. Возвращаясь в упор лежа прогнувшись, вы делаете полный выдох. Останавливаясь в крайних точках для выполнения напряженной паузы, вы задерживаете дыхание на несколько секунд соответственно после вдоха и после выдоха.

Око возрождения - Упражнение 6. Переработка сексуальной энергии


Ритуальное действие шестое не является обязательным, а предназначено лишь для тех кто решил встать на путь духовного совершенствования. Для поддержания превосходной физической формы достаточно и первых пяти упражнений.

Выполнение шестого ритуального действия. заключается в следующем: стоя прямо, вы делаете глубокий вдох, сжимаете анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря, напрягаете мышцы тазового дна и низа передней стенки живота, а затем быстро наклоняетесь, опираясь руками о бедра, и интенсивно выдыхаете через рот со звуком «Ха-а-х-х-х», стараясь удалить из легких весь воздух полностью, включая так называемый остаточный; после этого вы как можно сильнее втягиваете живот за счет напряженного поднятия вверх диафрагмы и расслабления передней стенки живота и выпрямляетесь. Подбородок при этом должен быть прижат к подъяремной выемке, кисти рук лежат на талии. Выдержав положение с втянутым животом как можно дольше - столько времени, на сколько у вас хватит задержки дыхания, - расслабьте диафрагму, поднимите голову и как можно спокойнее сделайте глубокий вдох.

Как следует отдышавшись, повторите. Обычно для того, чтобы перенаправить свободную энергию и «растворить» возникшее сексуальное желание, достаточно трех повторений. Желательно не выполнять более девяти повторений шестого ритуального действия за один раз.

В качестве тренировки шестое ритуальное действие выполняется единожды в день в виде серии из не более чем девяти повторений. Осваивать его следует постепенно, начав с трех раз и еженедельно прибавляя по два. «Прикладная» практика этого упражнения возможна в любое время и в любом месте при условии не слишком полного желудка и кишечника, а также наличия телесного сигнала в форме возникшего сексуального желания. Более того, вполне освоивший шестое ритуальное действие с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания. Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима действительно где и когда угодно, в любой момент, едва только внимание обратится к проявившему себя в теле сексуальному желанию.

Но для того, чтобы источник молодости стал действующим аспектом нашего существа, необходимо добиться развития в теле активного и мощного сексуального желания. Попытка трансмутировать свободную энергию, которой мало или нет вовсе, ведет к неизбежному саморазрушению. Поэтому человеку, не испытывающему острой потребности в сексуальном удовлетворении, практика шестого ритуального действия противопоказана. Сначала необходимо добиться восстановления высокой сексуальной потенции с помощью практики первых пяти ритуальных действий и лишь затем приступать к превращению себя в сверхчеловеческое существо...

Взято здесь http://yogapskov.ru/download/video/piter-kelder-ok...ya-praktika-tibetskix-lam.html
На той же странице можно скачать книги в электронном и аудио вариантах...