Самая большая скорость в бобслее. Как устроен бобслей

Бобслей (означает скоростной спуск на специальных санях) — это спортивные соревнования на санях с управлением, для определенного количества человек, используются ледяные спуски с очень крутыми виражами.

До того, как люди изобрели колесо, сначала появились сани. Поначалу люди долгое время перевозили на них какой-нибудь груз. Потом одному мужчине пришло на ум, что сани предназначены не только для работы, но и для спорта. Спорт, где есть — риск, азарт и скорость. Давайте узнаем, какая у нее история и что такое бобслей.

История бобслея

Бобслей и его история. Родиной это вида спорта Швейцария. В 1888 году англичанин Уилсон Смит закрепил между собой сани с доской и путешествовал на них из Санкт-Морицы в Челерину. В конце XIX века в Санкт-Морице, был создан бобслейный спортивный клуб, там разработали главные правила соревнований для этого вида спорта. Сам экипаж саней состоял всего из пяти человек — двух женщин и трех мужчин. Через определенное время, количество членов экипажа изменилось на 4, 5 и 2, но бывало и по 8 человек.

Бобслей начал развиваться только в странах Европы, там и стали проводиться соревнования, а далее и национальные чемпионаты. В первый раз национальный чемпионат прошел в Австрии в 1908 году, потом в Германии в 1910 году. Для того, чтобы этот вид спорта развивался в дальнейшем, 23 ноября 1923 года в Париже создалась Международная Федерация бобслея. Она объединяет 50 национальных федераций. Год спустя, начали проводиться чемпионаты мира, а в 1924 году бобслей внесли в программу зимних Олимпийских игр. Еще в то время, соревнования проводились на четырехместных санях, а уже в 1928 году — на пятиместных, но уже в 1932 году соревнования проводились на четырех и двухместных санях. Далее в 1980-х появляется Кубок мира. В начале 1990 года в Северной Америке и Европе дебютировали женщины. Олимпийские игры были доступны только для мужчин, а начиная с 2002 года, в Солт-Лейк-Сити приняли участие и женщины.

Самое большое развитие, бобслей получил в Германии, Швейцарии, США, Австрии, Италии. В СССР этот вид спорта начал развиваться только с 1980 года. На Олимпиаде 1984 года в Сараево наша двойка (Зинтис Экманис и Владимир Александров) завоевали бронзовые медали.

Боб

Первые сани были сделаны в 1904 году. В начале развития этого вида спорта, сани делали исключительно из дерева, но в наше время боб делают из цельнометаллического корпуса и закрепляют на двух полозьях. Задняя пара — с тормозом неподвижная. Передняя пара — с рулем подвижная. Используют только двухместные и четырехместные бобы. Длина четырехместного около 3,7 м, вес экипажа около 380 кг. Длина двухместного около 2,5 м, а вес экипажа должна быть не более 200 кг. Пилот сидит впереди и управляет передним мостом. Боб разгоняется до 160 км/ч. Между задним и передним мостом есть тормоз, он может позволить остановить боб в случае надобности.

Каким бы отличным ни был пилот и даже быстрые и сильные разгоняющие, без быстрого боба бороться за высокое место невозможно. Сейчас же, Германия имеет лучшие разработки в этом уникальном виде спорта. В немецком институте выделен огромный бюджет, что позволяет им, практически каждый сезон менять свои бобы, еще они делают эксперименты с деталями боба, каждый новый сезон готовят 40 вариантов полозьев. Отбирают 4 лучшие пары, которые лучше едут, в любую погоду.

Возрождение американского боба произошло в 20 веке, эта заслуга Джеффа Бодина. Самый Первый отечественный боб СССР был сделан для Олимпиады в 1984, на Рижском заводе ВЭФ, и его признали передовой моделью. Неимоверные усилия производственников были отблагодарены бронзовой медалью экипажа-двойки, в ее состав входил: Зинтис Экманис и Владимир Александров.

Цена одного двухместного боба колеблется от 50 до 125 тыс. долларов, а четырехместного от 140 тыс. долларов.

Бобслейная команда

С самого начала команда состояла из 5-6 человек. Но уже в 1930 году состав состоял из 2-4 человек. Вся команда состоит всегда из пилота и одного разгоняющего. А в бобах-четверках двух разгоняющих, пилота и тормозящего. От тормозящего зависит своевременная остановка боба.

Пилот располагается впереди, тормозящий сидит в самом конце и отвечает за остановку. В середине двое разгоняющих, которые занимаются толканием боба на старте, а во время самой гонки пытаются сохранить равновесие.

Тормозящий и разгоняющий очень сильные физически. Обычно, они занимаются тяжелой атлетикой. Еще присутствует небольшое дополнение, бобслеистам обязательно необходимы специальные костюмы, которые предохраняют спортсменов от холода, но при этом должны быть очень легкими.

Команда, которая финишировала с самым лучшим временем — становится победителем.

Самая первая команда в СССР собрана в 1980 году. Но, до 1985 сборная тренировалась только в немецком городе Оберхоф, потому что своих собственных трасс в стране не было. На последних Олимпийских Играх в Сочи (2014), российские бобслеисты выступили хорошо.

Бобслейная трасса

Трассы бывают очень разные. Обычно трассы идут минимальной длины — 1500 метров, но присутствуют желоба большей протяженности, там естественно, число сложных виражей больше. На опасных виражах стенки желоба возвышаются метров на 6. Самые лучшие трассы делают из бетона, вдоль длины стенок желобов специально вставляют очень холодные трубы, из-за этого температура льда постоянная, и никогда не тает.

В 1903 году в Санкт-Морице была сконструирована самая первая бобслейная трасса, протяженность ее была около 1500 м. Теперь для спортсменов этот замечательный город стал культовым.

В 1994 году в Норвегии организаторы Олимпийских игр проложили трассу в полном соответствии с рельефом, они создали повороты около препятствий так, что не пришлось пилить деревья. Здесь, спортсмены соревновались на 1364-метровой трассе с 15-16 поворотами и виражами.

Вся длина желоба составляет 1400-2000 м, его уклон — от 8 до 16 градусов. Обычно трасса имеет до 20 виражей разной степени трудности. Стенки желоба должны быть покрыты слоем естественного, либо искусственно льда. Спуски очень скоростные, травмы и гибель спортсменов в этом виде спорта бывают достаточно часто. В 1950 году в Шамони (Франция) погибло три спортсмена, все это произошло в один день. Спустя некоторое время, после этого события в целях безопасности спортсменов профиль трассы изменили, чтобы рулевой имел абсолютный контроль над санями.

Во время всего спуска, боб может развить максимальную скорость 130 км/ч всего за одну минуту.

На Олимпиаде в Лейк-Плэсид в 1932 году длина трассы была 2365 м, перепад высоты 228 метров, на самой же трассе было около 26 виражей и поворотов .

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.

Бобслей - зимний олимпийский вид спорта, суть которого заключается в скоростном спуске на управляемых санях (бобах) по ледяному желобу. Бобслей популярен как среди мужчин, так и женщин.

Международная федерация бобслея и скелетона (IBSF) - организация, которая занимается регулированием бобслея и организацией международных соревнований.

Федерация бобслея и скелетона России — организация, которая оказывает содействие развитию, популяризации и пропаганде Бобслея и скелетона как вида спорта.

История возникновения и развития бобслея

Бобслей появился благодаря английскому туристу Уилсону Смиту, который в 1888 году соединил между собой двое саней и доску, на получившихся санях он спустился из Санкт-Морица в коммуну Челерина. К концу века был создан первый бобслейный клуб и разработаны первые правила.

В 1903 году в Санкт-Морице была построена первая в мире бобслейная трасса, протяженностью около 1500 км и сконструированы особые сани, которые получили название - «боб».

В 1923 году была сформирована Международная Федерация бобслея и скелетона (FIBT), которая по сей день занимается развитием этого вида спорта.

Чемпионаты мира по бобслею проводятся с 1924 года, в этом же году бобслей был включен в программу Олимпийских игр.

Правила бобслея

В начале трассы команда должна максимально разогнать боб, держась за него рукой. Когда достигается максимальная скорость разгона, вся команда должна быстро вскочить в боб и занять в нем свои места. Допускается меняться местами в бобе во время движения. Отсчёт времени начинается с того момента, как только сани пересекут луч хронометра. Толкача и тормозящего выбирают обычно из физически сильных, мощных спортсменов. В состязаниях по бобслею каждая команда совершает по 4 спуска, побеждает команда с минимальным временем по итогам четырех заездов.

В бобслее запрещено:

  • выступать без шлемов;
  • иметь на шлемах несогласованную рекламу;
  • нагревать полозья в бобе.

Ледная трасса для бобслея

Трасса для соревнований по бобслею представляет собой ледяной желоб с железобетонным основанием, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Длина трассы обычно колеблется в пределах 1500-2000 м, на трассе обязательно должно быть 15 виражей с минимальным радиусом 8 м, а перепад высот должен быть от 130 до 150 м.

Сани для бобслея

Боб (так называются сани в бобслее) представляет собой сигарообразный кузов для экипажа, который установлен на стальном шасси. Внутри саней для бобслея оборудованы места для сидения экипажа, там же находится руль и рычаг тормоза. У боба имеются две пары полозьев. Неподвижная задняя и подвижная передняя, с его помощью осуществляются манёвры. Между мостами находится тормозная рейка. По количеству мест бобы делятся на двухместные и четырехместные.

  • Длина двухместного боба — 2,7 метра, четырехместного — 3,8 метра
  • Масса двухместного боба не больше 165 кг, четырехместного 230 кг.
  • Суммарный вес экипажа из 2 человек не больше 200 кг, из 4 человек не больше 400 кг.
  • Ширина боба — 0,67 метра.
  • Средняя скорость саней для бобслея — 135 км/ч.

Чемпионаты по бобслею

  • Олимпийские игры — самые престижные международные соревнования по бобслею, проводятся один раз в четыре года;
  • Чемпионат мира по бобслею;
  • Чемпионат Европы по бобслею;
  • Кубок мира по бобслею — серия международных соревнований по бобслею, по результатам которых ведется рейтинг спортсменов;
2016-06-30

Бобслей (от англ. bobsleigh, bobsledding -- «сани, предназначенные для катания с горы») -- спуск с гор на большой скорости на управляемых санях из цельного металла по желобу изо льда, специально оборудованному для подобных спусков. Бобслей является зимним командным видом спорта. Также бобслей является наиболее скоростным и опасным из всех зимних видов спорта.

Развитие бобслея началось еще в XIX в. В 1884 г швейцарцы соревновались в Альпах в том, кто быстрее спустится с горы по маршруту Санкт-Мориц -- Селерин, на финише победителю вручался приз -- бутылка шампанского. Первые сани из стали («боб»), которые были похожи на сани сегодняшних дней, были построены Карлом Бенцингом, немецким оптовым торговцем изделиями из текстиля, примерно в 1900 г. Первую бобслейную трассу построили в 1902 г в Санкт Морице, в котором же в 1923 г сформировалась Международная федерация бобслея и тобоггана. Последний представляет собой вид саней без полозьев, которые были у индейцев Северной Америки. Первое мировое первенство по бобслею также прошло в Санкт-Морице в 1927 г. Бобслей сразу был включен в программу первой зимней Олимпиады в 1924 г. Сегодня проходят как мужские, так и женские турниры по бобслею.

Сначала сани для бобслея были деревянными. В настоящее время корпус саней (боба) изготавливается из алюминия, стеклопластика и даже из особого ударопрочного материала -- кевлара, который служит основной для бронежилета. Кузов ставится на стальное шасси, основные узлы которого -- поворачивающийся передний и неподвижный задний мосты, которые опираются на полозья из металла, напоминающие коньковые. С помощью поворачивающегося переднего моста пилот может управлять санями, которые летят по ледяному желобу со скоростью свыше 130--150 км/ч. Между двумя мостами в виде гребенки находится тормоз, изготовленный из прочнейшей стали, позволяющий останавливать сани, когда это необходимо. Передней частью саней является носовой конус. Наибольший вес боба достигает примерно 630 кг. Современные сани конструируются в соответствии с последним словом науки и техники. Новые образцы саней проходят испытания в аэродинамических трубах и представляют собой большую материальную ценность. Исследования, касающиеся создания новейших скоростных саней, представляют такой огромный интерес для стран-конкуренток, что их представители часто шпионят, заимствуя друг у друга самые перспективные конструкции и узлы. Сани делятся на два вида: двухместные и четырехместные. Двухместный боб имеет длину 2,7 м и ширину 0,67 м, его масса не должна быть выше 165 кг, а общий вес всех членов команды -- не более 200 кг. Длина четырехместного боба равна 3,8 м, ширина 0,67 м, его масса не может быть более 230 кг, а вес команды -- не больше 400 кг.

Главный член экипажа -- пилот-рулевой, который имеет полномочия капитана команды, им же и подбирается ее состав: толкачи и тормозящий. В санях рулевой находится впереди и берет на себя управление передним мостом, осуществляемое посредством двух колец, которые соединены между собой гибкими тягами, имеющими передние полозья.

В хвосте корпуса саней располагается тормозящий. Он несет ответственность за остановку саней и должен своевременно привести в действие тормозной стержень. Посередине четырехместных саней находятся два толкача, которые сначала выполняют самую важную при спуске работу: ими сани разгоняются на старте. Однако во время самого спуска они являются только «умной» нагрузкой, которая смещается в нужный момент в ту или иную сторону на виражах. Делают они это, максимально низко согнувшись и пряча головы для уменьшения лобового сопротивления. Толкачи и тормозящие, как правило, являются физически сильными и мощными спортсменами. Обычно до бобслея большинство из них прежде занимались тяжелой атлетикой, имея в ней хорошие результаты.

В конце ХХ в бобслей стал широко распространен не только среди мужчин, но и среди женщин. Скорость тяжелых четырехместных саней на трассе может быть выше 150--160 км/ч. Наибольшая скорость более легкого двухместного боба немного меньше. Длина ледяного желоба, по которому проходят сани, около 1500--2000 м, а его уклон может колебаться от 8 до 15 0. На трассе обычно встречаются от 15 до 20 профилированных виражей, имеющих различную степень трудности. Изнутри желоб покрыт слоем естественного или искусственного льда.

Спуск на большой скорости по ледяному желобу является очень опасным, частые травмы спортсменов в бобслее -- обычное явление. В 1950 г на бобслейной трассе в французском городке Шамони во время спуска погибли сразу три спортсмена. После этого случая для безопасности профиль трассы был изменен таким образом, чтобы рулевые полностью контролировали сани. Трассы для бобслея бывают разных видов.

Максимальное их количество приходится на трассы длиной 1500 м, однако существуют и желоба, имеющие большую протяженность и большее число крутых виражей, в которых рулевой должен показать высокую степень мастерства, максимально точно вписавшись в повороты, не касаясь при этом стенок желоба. Если же все-таки соприкосновение со стенками желоба произошло, то это резко снизит скорость саней и ухудшит результат.

На особенно сложных виражах стенки желоба могут достигать высоты 6 м. Лучшие трассы обычно современности сделаны из бетона, а вдоль всех стенок ледяных желобов встроены холодильные трубы, которые позволяют поддерживать постоянную температуру льда, не давая ему таять. Организаторами зимней Олимпиады 1994 г в Норвегии (городе Лиллехаммере) была проложена трасса для бобслея в точном соответствии с местным рельефом. Около естественных препятствий повороты были сделаны настолько заботливо, что не спилили ни одного дерева.

В наивысшей точке желоба экипаж, вскакивающий на борт и занимающий места после набора бобом скорости, разгоняет его перед стартом. Время начинает отсчитываться, когда передние полозья саней пересекают линию старта. Согласно правилам бобслеисты во время спуска могут поменяться местами в санях, однако они делают это чрезвычайно редко. У всех членов экипажа должны быть шлемы из особой ткани, препятствующей сопротивлению воздуха в движении, а также наколенники и специальные очки. Если во время турнира один из членов команды был травмирован, его может заменить другой член экипажа. Если во время скоростного спуска были повреждены сани, то согласно решению судей их можно заменить на другой боб того же вида.

На подошвах обуви спортсменов, проверяемой перед стартом судьями, находится около 100 микрошипов, которые позволяют бобслеистам разгонять сани, не соскальзывая с поверхности старта, покрытой ледяным слоем. В ходе состязаний экипаж может быть дисквалифицирован в том случае, если у его членов нет защитных шлемов. Также дисквалифицированы могут быть те команды, которые были пойманы за подогревом полозьев саней для лучшего хода саней по льду или использовали дополнительную тяжесть для увеличения скорости боба. Правилами также запрещено членам экипажа иметь на шлеме, спортивной форме или на бобе рекламные надписи фирм, которые не согласованы с организаторами турнира.

В соревнованиях по бобслею каждый экипаж должен совершить 4 спуска. Победителем станет тот экипаж, который будет иметь наименьшее суммарное время прохождения по всем 4 спускам.

С 1957--1968 гг. на всех крупномасштабных международных турнирах победительницей была команда из Италии, которую возглавлял рулевой Эудженио Монти. Команды Италии, в которой находятся трассы высокого уровня, сумели одержать победу в 11 мировых первенствах, а на Олимпийских играх 1968 г ими были завоеваны золотые медали сразу по двум спускам: на двухместных и четырехместных санях. На первенстве мира в 1976 г в Австрии (г Инсбрук) чемпионом мира по бобслею стал немецкий экипаж. Преимущество команды заключалось в ее санях, которые имели лучшие характеристики аэродинамики: у них была более совершенная обтекаемая форма, имеющая максимально гладкую поверхность обшивки. Также команда не добилась бы успеха и без самых рослых и мощных толкачей и ловкого рулевого -- Майнарда Немера, экипаж которого сумел победить и на бобе-четверке, и на бобе-двойке. В 1984 г подобный двойной успех повторил немецкий пилот Вольфганг Хоппе. В 1976--1984 гг командой ГДР были завоеваны 10 из 18 возможных медалей, при этом 6 из них были золотыми.

Популярность бобслея неуклонно возрастает. На зимней Олимпиаде 1988 г в соревнованиях по бобслею приняли участие экипажи Виргинских островов, Мексики, Австралии, Новой Зеландии, Португалии, Тайваня и Монако. Кстати, в экипаже Монако капитаном на двухместных санях был сам принц Альберт. Именно на тех Олимпийских игра экипаж Ямайки, который возглавлял Дадли Стоукс, сумел покорить сердца болельщиков благодаря своему лихому стилю и непредсказуемой манере управления бобом. В ходе одного из очередных спусков их четверки сани, встав на бок, взлетели над землей и врезались в стенку ледяного желоба. Ни один из членов экипажа не был травмирован, однако затем рискованные выступления на Олимпиаде этой команды легли в основу фильма «Ледовые гонки» (по-английски «Cool Runnings»).

Международная федерация бобслея и тобоггана объединяет бобслеистов всего мира и на настоящий момент включает 60 стран. Удивительным является то, что среди ее членов есть страны, имеющие жаркий и даже засушливый климат. Прежде всего это Антильские и Бермудские острова, Израиль, Индия, Мексика, Ливан, Тобаго и Тринидад и другие. В СССР бобслей в качестве вида спорта не существовал до 1980 г, когда первыми латвийскими энтузиастами бобслея из заводских отходов был сконструирован и построен свой собственный боб. На Олимпийских играх 1984 г в Сараево, на которых советскими бобслеистами Синтисом Экманисом и Владимиром Александровым была завоевана бронзовая медаль, эта конструкция саней, изготовленная советскими инженерами, была отмечена как одна из наиболее удачных. Впоследствии многие ее узлы и детали заимствовали крупные международные компании, которые занимались строительством саней для самых сильных бобслеистов мира.

Самыми «бобслейными» странами, спортсменами которых в основном выигрываются зимние Олимпиады, розыгрыши Кубков и первенств мира, являются Австрия, Германия, Италия, Канада и Швейцария. На последних Олимпийских играх 2006 г (Турин) чемпионский титул в спуске на двухместных санях завоевали немецкие бобслеисты Андре Ланге и Кевин Куске, вторыми были спортсмены Пьер Людерс и Лассель Браун из Канады, а третьими -- Мартин Аннен и Бит Хефти из Швейцарии. Лучшими российскими спортсменами были Алексей Воевода и Александр Зубков, которые оказались на четвертом месте, причем последние установили скорость разгона на старте. В состязаниях между бобслеистами, выступавшими в бобах-четверках на тех же Олимпийских играх, победа также досталась немецкому экипажу, возглавляемому Андре Ланге, в составе команды также находились Рене Хоппе, Кевин Куске, Мартин Путце. Второе место принадлежало россиянам: Александру Зубкову, Филиппу Егорову, Алексею Селиверстову и Алексею Воеводе. В турнире между женщинами на двухместных санях победу одержали Сандра Кириасис и Аня Шнайдерхайнце из Германии, вторыми стали Шона Робок и Валери Флеминг (США), третьими -- Герда Вассенштейнер и Дженнифер Исакко (Италия). Бобслеистки из России на Олимпийских играх 2006 г не смогли подняться выше седьмого места.

Зимняя «Формула-1» — именно так часто называют соревнования по бобслею. Спортсмены спускаются в санях по ледяному желобу, находясь в специальных санях – бобах.

Исход гонки часто решает разгон. Каждый мускул подобен пружине. Боблеисты называют момент старта взрыво. На старте все члены команды должны максимально использовать силовой ресурс, чтобы разогнать снаряд.

50 метров преодолеваются примерно за 5 секунд. За это время нужно не только разбежаться и толкнуть боб, но и запрыгнуть в него. Сначала садится пилот, затем разгоняющие. Обычно скорость в момент посадки достигает 40-45 километров в час. Самый быстрый бегун на планете Усейн Болт способен развить такую скорость всего секундой раньше, но это требует почти нечеловеческих усилий.

Дальше ускорение лавинообразное. Инерция и наклон трассы помогают довести скорость боба до 160 километров в часть. Это средняя скорость «Сапсана», который курсирует между Санкт-Петербургом и Москвой. Если бы вместо рельс между столицами был ледяной желоб, то бобслеисты преодолевали расстояние всего за 4 часа.

Возле Красной поляны в Сочи построена трасса для соревнований по бобслею. Ее протяженность 1814 метров. Спортсмены стартуют с точки, находящийся на высоте чуть более 800 метров над уровнем море. На трассе 17 виражей и 3 контр-уклона, которые слегка снижают скорость. На каждом вираже есть козырек-защита, не допускающий вылета боба с трассы, если спортсмены совершают техническую ошибку. Кстати, на этой же трассе будут проходить соревнования по скелетону и санному спорту.

Пилот должен правильно выбрать траекторию. Если боб идет слишком низко, то падает скорость, если слишком высоко, то придется проехать большее расстояние до финиша. На виражах перегрузки спортсменов достигают 5G. Такие же перегрузки испытывают космонавты, а также летчики самолетов-истребителей, когда совершают фигуры высшего пилотажа.

Warning!

Бобслеисты знают наизусть каждый поворот трассы. Они могут с закрытыми глазами показать руками и телом, куда идет поворот и куда нужно наклоняться.

Олимпийские соревнования по бобслею предполагают участие 2-местных экипажей, как мужских, так и женских, 4-местных (только мужских).

Important!

Около ста лет назад соревнования по бобслею заключались в спуске с горы на двух санях, скрепленных между собой досками.

Современный бобслей может стоит до 100 000 долларов. Его корпус сделан из карбона или кевлара. Эти материалы более прочные, чем сталь. Управляет бобом пилот. При помощи двух тросов он может поворачивать передние полозья. Задние полозья закреплены статично. Кстати, полозья у бобов никогда не затачиваются, иначе бы они резали лед. Тормозить можно только после пересечения финишной линии. Пилот выпускает специальную гребенку, чтобы снизить скорость.

Чем лучше плавится лед под полозьями, тем выше будет скорость. Однако как-либо нагревать полозья запрещено. На старте закреплен контрольный полоз. Если температура полозьев в бобе отклонена от него хотя бы на 4 градуса, судьи дисквалифицируют команду. Чтобы исключить махинации, полозья всех саней для всех профессиональных бобов изготавливают из специальной стали, которая хранится на швейцарском складе. У каждого конька есть уникальный серийный номер. Форму полозьев менять можно, но типы шлифовки и другие тонкости механики обычно держат в секрете.

Экипировка бобслеиста призвана максимально защитить тело, но она должна и работать на результат. Костюм максимально обтекаемый, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Шлем бобслеиста делается из кеврала. Из этого же материала изготовлена и противоожоговая рубашка, надеваемая под костюм. Если боб перевернется, спортсмена будет тащить по льду со скоростью больше 100 километров в час, а потому рубашка должна защитить кожу от ожогов. На кроссовках бобслеиста 690 крошечных шипов. Размер шипов и расстояние между их рядами строго регламентировано.

Чтобы победить в таком виде спорта как бобслей, нужно максимально быстро проехать каждый из 4 заездов по трассе. Затем результаты суммируются. Серебро от золота обычно отделяют сотые доли секунды. Например, 2 года назад на Чемпионате Европы золотые медали получила команда бобслеистов, которая пришли на 0,001 секунды раньше, чем другая команда.