Взаимодействие педагога с инструктором по плаванию. Роль воспитателя на занятиях по плаванию
Валентина Хабаху
Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического , психического, социального здоровья, важная роль отводится дошкольному учреждению. Однако решение этой проблемы невозможно без слаженной работы инструктора по физ . воспитанию и воспитателя . Самое главное – здоровый образ жизни должен стать нормой для взрослых и детей не на словах, а на деле. Его основными компонентами являются : правильное питание, рациональная двигательная активность, закалывание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение психоэмоционального состояния.
Из своей практики заметила, что воспитатели редко принимают участия в физкультурных занятиях или досугах и в лучшем случае просто присутствуют на них, не проявляя интереса к происходящему, считая, что если в дошкольном учреждении есть инструктор , значит воспитатели свободны от процесса физического воспитания . Подмечаю, многие просто не знают что делать и как. Чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя . Как инструктор , организую и провожу физкультурное занятие в соответствии с программой. Хорошо если воспитатель приходит на занятие в физкультурной форме и выполняет упражнения в носках без обуви.
Задача воспитателя помогать мне как специалисту :
Осуществлять страховку
Контролировать качества выполнения упражнений
Проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.
Типовое занятие по физической культуре делиться на 3 части : вводная часть, основная часть и заключительная, во время которых воспитатель принимает непосредственное участие.
Части НОД по физкультуре . Действие воспитателя процессе НОД по физкультуре .
Вводная часть. Воспитатель наблюдает за поведением детей, контролирует соблюдение дистанции во время движения.
Основная часть. Воспитатель участвует в оказании индивидуальной помощи детям по необходимости, помогает контролировать правильность выполнения общеразвивающих упражнений детьми. Воспитатель помогает специалисту расставлять необходимый спортивный инвентарь для основных видов движений и убирает его после выполнения детьми упражнений.
Заключительная часть. Воспитатель выражает свое мнение о том, как прошло занятие, кто из детей справился с заданием, что им было трудным.
Действие воспитателя в процессе НОД по физкультуре .
Существует разные способы организации детей во время проведения занятия : фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки.
При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом занимается с одной группой, а воспитатель с другой .
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.
При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.
Во время проведения подвижных игр воспитатель , как и инструктор по физической культуре , должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.
По окончании занятия при подведении инструктором итогов , воспитатель может выразить свое мнение, дать характеристику : как прошло занятие и что не удалось.
Все что делают воспитанники за занятиях , воспитатель обязательно закрепляет с ними в повседневной жизни при проведении индивидуальной работы , которая проводиться в часы игр и прогулок с одним ребенком или с небольшой группой.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях , воспитатель в тесном контакте с инструктором организует в группах и на участке развивающую двигательную среду, учитывая возрастные особенности детей и их интересы.
При организации физкультурных досугов , праздников, воспитатель – незаменимый помощник для инструктора по физической культуре . Процесс подготовки к празднику сплачивает детей и педагогов единством цели и общими задачами.
Подготовка к празднику – это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, приглашений.
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Данную работу проводят , как инструктор , так и воспитатель . Инструктор заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем .
Формирование здорового образа жизни дошкольника будет успешным при непрерывном взаимодействии инструктора по физической культуре и воспитателя детского сада .
Публикации по теме:
Аналитический отчет инструктора по физической культуре о летней оздоровительной работе за 2017 г. Аналитический отчет инструктора по физической культуре о летней оздоровительной работе за 2017 г. Лето - самое плодотворное время для укрепления.
Конспект совместного занятия педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя Конспект совместного занятия педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя для детей.
Консультация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в условиях современных инноваций» В настоящее время в нашем детском саду непосредственно образовательная деятельность по физической культуре и физкультурные досуги проводятся.
Большую популярность в работе с детьми в образовательных организациях набирают поисковые игры (квесты). Использование таких форм взаимодействия.
Мастер-класс «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателей» Данное мероприятие предназначено для воспитателей детей всех возрастных групп. Цель: совершенствование знаний педагогов о постоянном взаимодействие.
Сероштанова Анна Борисовна, инструктор по физической культуре (по плаванию)
ГБДОУ детского сада № 43
Невского района Санкт-Петербурга, победитель конкурса педагогических достижений «Мир в твоих руках»
Невского района 2014-2015 года
в номинации «Сердце отдаю детям»
Система работы инструктора
по физической культуре (по плаванию)
в условиях реализации ФГОС ДО
Санкт-Петербург
2016
«Один в поле не воин» (народная пословица)
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особую значимость приобретает усиление взаимодействия всех педагогических работников ДОУ, направленное на улучшение качества образования. В ГБДОУ детском саду №43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга, где я работаю, осуществление системного сотрудничества инструктора по физической культуре (плаванию) с воспитателями и специалистами службы сопровождения особенно актуально. Так как работу по формированию у дошкольников навыков плавания необходимо проводить с учетом направлений коррекционной логопедической работы.
Цель работы – разностороннее развитие дошкольников в процессе формирования у них навыков плавания на основе интеграции образовательных областей .
Анализ печатных изданий, в том числе журналов «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Обруч», Интернет-сайтов показал, что теме решения задач физкультурно-оздоровительной работы во взаимосвязи с задачами по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию уделено внимание в большей степени инструкторами, организующими занятия в зале и на открытом воздухе, и, в меньшей степени, инструкторами по плаванию. При этом немногочисленные публикации специалистов, работающих в бассейне, посвящены отдельным организационным моментам и не демонстрируют целостного подхода к вопросам взаимодействия сотрудников ДОУ.
Создание системы работы инструктора по физической культуре (по плаванию), которая включала бы тесное сотрудничество с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, родителями воспитанников и социальными партнерами рассматривается нами как средство реализации поставленной цели. Инициативу по формированию данной системы поддержали руководители и все педагоги детского сада. Общая заинтересованность в результативности работы сделала взаимодействие полезным для всех.
Этапы формирования системы работы инструктора по плаванию
ГБДОУ детский сад №43:
Первый этап (диагностико-прогностический) | Изучение нормативных документов. Анализ образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада №43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга и образовательной программы ДО ГБДОУ №43, адаптированной для детей с ОВЗ, рабочих программ воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, с целью построения собственной работы на принципах интеграции образовательных областей. Изучение передового педагогического опыта по теме, педагогический поиск и подбор объективных методов отслеживания результатов работы. Определение цели, задач взаимодействия инструктора по плаванию с педагогами ГБДОУ. |
Второй этап (подготовитель- ный) | Составление рабочих программ и программы дополнительного образования, определение содержания работы с детьми, родителями воспитанников, педагогами, социальными партнерами. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды бассейна, пополнение методического материала. |
Третий этап (практический) | Этап реализации намеченных планов, анализ хода и результатов работы, внедрение нововведений и корректировка содержания работы в соответствии с результатами. |
Система работы инструктора по плаванию
ГБДОУ детский сад №43
Новизна данного опыта состоит в том, что предъявленная модель показывает возможности организации процесса формирования у дошкольников навыков плавания в интеграции со всем спектром образовательных областей в контексте взаимодействия всех педагогов ДОУ.
Практическая значимость представленной системы заключается в возможности ее применения в повседневной деятельности любого дошкольного образовательного учреждения, оснащенного плавательным бассейном. Предлагаемый опыт нетрадиционных для практики формирования навыков плавания подходов к организации совместной деятельности с детьми позволит повысить интерес ребенка к занятиям плаванием, вовлечь в игры, что обеспечит эффективное решение образовательных задач. А пример взаимодействия педагогов ГБДОУ №43 может послужить прототипом для создания собственной модели сотрудничества.
Первый этап формирования системы:
Анализ документов | Цель и задачи системы работы | Методы педагогического исследования |
ФЗ №273 "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ Рабочие программы педагогов ГБДОУ №43. | Цель : Реализация образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ №43 комбинированного вида Невского района СПб и образовательной программы ДО, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (ОНР, ФФНР). Задачи: - Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в процессе формирования навыков плавания; - Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их интеллектуальных и физических качеств; Формирование познавательных интересов и познавательных инициатив ребенка во время занятий в бассейне; - Обеспечение взаимодействия с педагогическими работниками ДОУ на предмет координирования работы по решению образовательных задач; - Повышение значимости деятельности инструктора по плаванию в улучшении качества физкультурно-оздоровительной работы ДОУ; Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей воспитанников (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, необходимости формирования навыка плавания у всех детей, как жизненно важного; - Выявление детей, одаренных в области водных видов спорта, участие в прохождении ими отбора в группы начальной подготовки спортивных школ. | Теоретические: 1. Анализ и обобщение данных . Эмпирические: 1. Наблюдение во всех формах взаимодействия с детьми на предмет : Психологической комфортности пребывания детей в воде, Динамики формирования у воспитанников навыков плавания; - способности детей управлять своим поведением на занятиях в бассейне; Развития у детей познавательной активности. 2. Беседы с детьми на темы : - «Что мы знаем о здоровом образе жизни?»; - «Почему мы любим заниматься плаванием?»; - «Безопасность на воде.»; и т.д. 3.Анкетирование родителей для изучения удовлетворенности работой инструктора; 4. Мониторинг; 5. Изучение портфолио достижений воспитанников; 6. Изучение документации ГБДОУ (учет посещаемости, заболеваемости). |
Второй и третий этапы формирования системы:
Взаимодействие педагогических работников
Инструктор по плаванию Инструктор по физической культуре | Периодичность |
1. Совместное планирование физкультурно-оздоровительной работы с целью обеспечения взаимосвязи по развитию у детей физических качеств и накоплению и обогащению двигательного опыта. Некоторые движения в воде выполнять легче, а некоторые сложнее, преемственность работы инструктора по физкультуре и инструктора по плаванию обеспечивает комплексный подход к физическому развитию детей. 2. Инструктор по физической культуре включает имитационные упражнения движений рук, ног и согласования работы рук и дыхания в плавании в комплексы ОРУ, обеспечивая специальную подготовку детей к занятиям плаванием. 3. Обсуждение динамики физического развития детей, внесение корректив в работу. 4. Осуществляют взаимопомощь в организации и проведении праздников, досугов, проектной деятельности групп и детского сада. | Один раз в год один раз в неделю один раз в месяц в рабочем порядке |
Инструктор по плаванию Воспитатель | |
1.Воспитатель обеспечивает условия для проведения инструктором по плаванию в группе утренней гигиенической гимнастики в виде сухого плавания. Задачи УГГ: формирование и закрепление представлений об упражнениях по освоению с водой, о технике дыхания при плавании; выполнение упражнений, подводящих к выполнению сложно координационных движений в воде; знакомство, сближение, сотрудничество с детьми, не посещающими бассейн из-за водобоязни; формирование положительных эмоций на предстоящий день. 2. Беседуют о содержании комплексно-тематического плана воспитателя и на предмет обратной связи (опросы о настроении детей, о том, какие задания вызвали у них наибольший интерес, что, с точки зрения детей, получилось и не получилось на занятии, для дальнейшего анализа и обеспечения индивидуального подхода). 3. Инструктор участвует в проектной деятельности групп и детского сада в целом. 4. Воспитатель оказывает инструктору помощь в осуществлении обратной связи с родителями воспитанников. 5. Инструктор участвует в формировании культуры здоровья у воспитателей (проводит мастер-классы по обучению плаванию). | Один раз в неделю за день до занятия в бассейне один раз в неделю (во время тихого часа) в течение года в течение года два раза в год |
Инструктор по плаванию Учитель-логопед Воспитатель логопедической группы | |
1. Логопед выдает инструктору план лексических тем, для построения собственной работы и подбора технологий, средств и методов в соответствии с ним (гимнастики в стихах, сюжетные игры, сюжетные упражнения, словесные дидактические игры). 2.Учитель-логопед, воспитатель консультируют инструктора по плаванию о направлениях коррекционной логопедической работы (развитие общих речевых навыков при помощи дыхательной, мимической, артикуляционной гимнастики; развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления). Также раскрывают содержание специальных упражнений и словесных дидактических игр, обсуждают какие из них можно выполнить в бассейне. 3. Обсуждают динамику результатов детей на консультациях. | Один раз в год (сентябрь) в рабочем порядке один раз в месяц |
Инструктор по плаванию Педагог-психолог | |
1.Педагог-психолог обучает инструктора по плаванию приемам, играм, направленным на снятие напряжения, страхов у детей, обогащает опыт в области развития эмоциональной сферы воспитанников. 2.Инструктор проводит в бассейне психогимнастику. 3.Психолог консультирует инструктора по плаванию, дает рекомендации по результатам наблюдения на группах, психологических обследований по взаимодействию с той или иной категорией детей (гиперактивные, агрессивные, замкнутые, застенчивые). 4.Психолог в ходе бесед, выполнения специальных упражнений помогает детям с повышенной водобоязнью преодолеть страх. | Один раз в год (сентябрь) На каждом занятии В рабочем порядке по мере необходимости |
- Подведение итогов взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и специалистами, определение направлений дальнейшего сотрудничества на итоговом педагогическом совете в мае.
Взаимодействие инструктора по плаванию с воспитателями и специалистами детского сада, осуществлялось в ходе реализации программ обучения дошкольников плаванию:
Рабочая программа «Плавая, познаем мир»
Цель : Формирование навыков плавания, физической культуры, расширение кругозора дошкольников в различных видах совместной деятельности.
Рабочая программа «Плавая, познаем мир», адаптированная для детей с ОВЗ (ОНР, ФФНР)
Цель : Формирование навыков плавания, физической культуры, расширение кругозора дошкольников в различных видах совместной деятельности, с учетом особых и индивидуальных потребностей детей с нарушением речи. Отличие программы обучения дошкольников «Плавая, познаем мир» от типовых заключается в том, что для реализации ее цели, был составлен комплекс занятий в бассейне с детьми старшего дошкольного возраста в виде совместной деятельности сюжетного характера в контексте тематического планирования.
Тема плана ГБДОУ №43 | Тема занятия | |
«День толерантности» | «По родной стране с игрой» | Инструктор перемещает флажок по карте России, делая остановки в различных республиках. Предлагает поиграть в национальные игры: кабардинская «Журавушки-журавли», татарская «Тимберай», башкирская «Сабантуй», чувашская «Хищник в море», чукотская «Меткий оленевод», еврейская «Маккавеи», русская «Чехарда». |
«Перелетные птицы» | «Приключения лягушки- путешественницы» | Дети отгадывают загадки про перелетных птиц, изображают их движения, отправляются в путешествие в теплые края. |
«Север России» | «Край суровый, край прекрасный!» | Дети передвигаются по карте по морям Северного морского пути. Во время путешествия ловят рыбу, добывают нефть, изучают животных севера, играют в снежки. |
«День защитника отечества» | «Мы морской десант!» | Дети проходят военные учения: преодолевают полосу препятствий, упражняются в попадании в цель, достаю со дна бассейна снаряды, транспортируют пострадавшего. |
«Всемирный день воды» | «Путешествие в Океанариум» | Инструктор перемещается от одного аквариума к другому и наблюдает различных обитателей водного мира, которых изображают дети. |
«Всемирный день здоровья» | «Путешествие с золотой рыбкой к острову здоровья» | Дети в сопровождении золотой рыбки отправляются за волшебным салютом здоровья, по пути их ждет много приключений. |
«День космонавтики» | «Мы вместе подготовимся к полету в пределы неизведанных планет!» | Дети проходят специальную подготовку в «Гидролаборатории центра подготовки космонавтов». |
«День города» | «Люблю тебя, Петра творенье!» | Дети погружаются в прошлое, участвуют в строительстве города, гуляют по летнему саду. |
Каждое занятие с детьми по программе «Плавая, познаем мир» построено на основе интеграции образовательных областей благодаря использованию современных образовательных технологий:
Задачи: | Формы взаимодействия с детьми | Современные технологии, средства и методы, используемые для решения поставленных задач |
Оздоровительные: Закаливать организм; формировать привычку правильной осанки, осуществлять профилактику плоскостопия; Формировать навыки личной гигиены Развивающие: Физическое развитие : Развивать физические качества; Умение владеть своим телом в непривычной обстановке; Освоить технические элементы плавания; Способствовать формированию у детей потребности в занятиях плаванием. Познавательное развитие: Формировать представления о водных видах спорта; Формировать познавательные интересы и познавательные инициативы детей; Формировать представления о малой родине, Отчизне, традициях, праздниках, воспитывать патриотизм, любовь к природе. Речевое развитие : Развитие моторики, мимических мышц, памяти, внимания, мышления, пополнение активного словаря. Социально-коммуникативное развитие: - Формирование основ безопасного поведения на воде; - Развитие партнерских взаимоотношений в процессе двигательной деятельности; Развитие навыков игровой деятельности. Художественно-эстетическое развитие: Развитие продуктивной деятельности: рисунки, поделки (отражение впечатлений, полученных на занятиях в бассейне и группах) Воспитательные: Способствовать развитию чувства радости от упражнений в воде и собственных успехов | В режиме дня: Утренняя гигиеническая гимнастика; Развлечения («Веселый Мойдодыр», «Морские обитатели хотят найти друзей»); Беседы; Презентации: «Водные виды спорта», «Правила безопасности на воде», «Плавай как мы!»; Просмотры мультфильмов («Оля, Коля и Архимед», «Правила безопасности за бортом», «Три котенка») Непрерывная непосредственно образовательная деятельность в бассейне: Занятия–тренировки; Совместная деятельность сюжетного характера; Игровая деятельность; Игровая деятельность с элементами соревнования. | ***Для детей с нарушением речи задания, игры подбираются с учетом лексических тем и в соответствии со спецификой работы. Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика (тематическая, в зависимости от времени года, плана воспитателя); массаж мячиками с шипами («Ежик», «Этот мячик не простой»); комплексы ОРУ, имитационных упражнений ; дыхательная гимнастика («Насосы», «Воздушный шарик», «Мыльные пузыри», «Ехали мы ехали…», «Остуди чай», «Варим обед»); технология активной сенсорно-развивающей среды (разминка на водно-галечной тропе). *** мимическая гимнастика («Солнечный зайчик», «Веселая капелька»), артикуляционная гимнастика («Толстый, худой»); технология развития физических качеств: методы: повторный, равномерный, игровой; средства: упражнения на освоение с водой и скольжение, упражнения на освоение техник плавания при помощи ног кролем на груди и спине, при помощи рук кролем на груди, спине, брассом, согласования работы рук и дыхания, ног и дыхания, плавания в полной координации. *** Для детей с ОВЗ подбор упражнений, дозировка осуществляются, исходя из их самочувствия на момент проведения занятия. Игровые : Игры на развитие эмоциональной сферы («Приветствие», «Передаю хорошее настроение», «Кто во что одет?»); игры на чередование напряжения и расслабления («Эскимо», «Гантели», «Потопаем, похлопаем»); игры на формирование представлений об упражнениях по освоению с водой («Морские обитатели хотят найти друзей», «Море волнуется раз...»). *** Игры на развитие внимания, памяти, мышления («Запрещенное движение», «назови лишний предмет», словесные дидактические игры «Поймал букву – назови слово», «Назови предмет в единственном, множественном числе, уменьшительно ласкательно и т.д.); игры на ознакомление со свойствами воды, на дыхание, на лежание всплывание, скольжение, ныряние ,; игры с элементами соревнования («Кто дальше проскользит? «Кто дольше?», игры с элементами спортивных игр (баскетбол, водное поло) и т.д. Личностно-ориентированные: Технология сотрудничества (дети сами выбирают виды гимнастик, темы, игры, оборудование, игрушки). Технология проектной деятельности (участие в проектной деятельности групп, детского сада в целом) ИКТ (создание презентаций, подготовка к занятиям, подбор упражнений, игр, стихов.) |
Взаимодействие инструктора по плаванию с родителями воспитанников :
Формы взаимодействия | Периодичность |
|
Наглядная информация (информационный стенд в рекреации, памятки в группах) | - консультирование на актуальные темы; - освещение организационных вопросов; - размещение объявлений, фотоматериалов | один раз в месяц |
Открытые занятия | Демонстрация достижений детей | два раза в год |
Анкетирование | Определение представлений родителей о формировании навыков плавания у детей в детском саду; - определение удовлетворенности родителей качеством работы инструктора | два раза в год |
Беседы, консультации | Согласование у родителей действий по преодолению водобоязни у детей, не посещающих бассейн; - рекомендации родителям одаренных детей | один раз в неделю |
Участие в мероприятиях ГБДОУ №43 для родителей воспитанников (Дни открытых дверей, круглый стол, педагогические чтения) | Показ мастер-классов по обучению плаванию; - Сообщения из опыта работы инструктора по плаванию | по плану ГБДОУ |
Осуществление обратной связи с помощью «облачных технологий» (электронная почта, социальные сети) | в рабочем порядке |
Взаимодействие с ГБОУ ДОД «Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по водным видам спорта
«Невская волна»
Мероприятия | Задачи | периодичность |
Экскурсия детей старшего дошкольного возраста в ЦВВС «Невская волна», просмотр тренировок на отделениях: плавание, синхронное плавание, подводное плавание, прыжки в воду | Формирование у детей представлений о водных видах спорта; - Развитие у детей интереса к занятиям плаванием. | один раз в год (октябрь) |
Контакт с тренерами СДЮШОР | Предоставление тренерами информации об открытии набора в группы начальной подготовки | один раз в год (май) |
Результативность работы инструктора по плаванию в контексте системного взаимодействия с воспитателями, специалистами ГБДОУ, родителями воспитанников и социальными партнерами
Эффект со стороны детей | Эффект со стороны родителей | Эффект со стороны педагога |
1. Сформирован устойчивый интерес к занятиям плаванием, посещаемость занятий возросла. 2. Дети стали более уверены в себе, раскрепощены, менее тревожны, эмоционально отзывчивы. 3. Наблюдается положительная динамика сформированности навыков плавания (Дети старшей логопедической группы стали дипломантами районного праздника-соревнования «Веселые старты на воде») . 4. Наблюдается развитие общей и мелкой моторики. 5.Заложены основы здорового образа жизни. 6. Сформированы представления о водных видах спорта. 7. Дети проявляют любознательность, активность (с удовольствием участвуют в совместной деятельности сюжетного характера, демонстрируют знания о ближайшем социуме, стране, мире и природе; интересуются, на какую тему будет следующее занятие, предлагают свои сюжеты). 8. Одаренные в области водных видов спорта дети, получили возможность к дальнейшему совершенствованию. | 1. Положительная оценка работы инструктора по плаванию; 2. Положительные эмоции от успехов детей; 3.Информирован- ность о ходе формирования у детей навыков плавания; 4. Родители испытывают радость от разностороннего развития детей. 5. Уважение к работе инструктора по плаванию. | 1. Приобретение опыта работы во взимодействии с коллегами. 2. Удовлетворенность от результативности работы. 3. Трансляция опыта работы: - IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «На пути к школе здоровья: реализуем новые образовательные стандарты», 26.03.2015 (организатор: СПб АППО); X Всероссийский научно-методический семинар «Экологическое образование и образование для устойчивого развития: взгляд в будущее», 05.11.2015, (организатор: СПб АППО); Районный семинар «Введение ФГОС ДО. Формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве в совместной деятельности специалиста по физкультуре с детьми». 10.02.2016. (организатор: ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга). |
Вывод: по итогам анализа результатов взаимодействия инструктора по физической культуре (плаванию) с воспитателями, специалистами ГБДОУ и социальными партнерами, проведенного на педагогическом совете в конце 2014-2015учебного года, было принято решение признать систему работы эффективной, обобщить инновационной опыт и продолжить работу в следующем учебном году.
В 2015-2016 учебном году сложившаяся система подтвердила свою жизнеспособность. Тесное сотрудничество обеспечило преемственность в работе педагогов, что в свою очередь повлияло на повышение эффективности образовательной деятельности. Результаты педагогического мониторинга на конец 2015-2016 учебного года показали положительную динамику в освоении образовательных программ дошкольного образования ДОУ.
Список литературных источников
1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-80 с.
2.Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн –фитобар - сауна: Методическое пособие, Коллектив авторов, под ред. Б. Б. Егорова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.- 160 с.
4.Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.
5.Денисова О.А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. Издательство «Сфера» 2012.
6.Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000.
7.Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.
8.Рокосовская Л. Г. Обучение плаванию способом брасс. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 55.
9.Аскарова Г. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 38.
10.Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 94.
11.Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.
12.Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977.
13.Горбунов В. В. Вода дарит здоровье. – М., 1990.
Физическое развитие детей дошкольного возраста является основой разностороннего развития.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по плаванию.
Как показывает практика, многие воспитатели не придают значения тому что они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по плаванию зависит конечный результат и достижение таких целей как: воспитание воли, целеустремленность, воспитание чувства товарищества, выдержка, воспитание сознательной дисциплины, организованности, воспитание уверенности в своих силах.
Взаимодействие инструктора по плаванию и воспитателя имеет три направления.
1.Помощь воспитателя в организации занятий.
Большая роль в подготовке и проведении занятий отводится воспитателям групп. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания учебных занятий по плаванию и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро одеваться и раздеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.
Воспитатель перед каждым занятием проверяет наличие у детей всех купальных принадлежностей и помогает детям подготовить все необходимое. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а так же при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому для того чтобы ускорить все процессы и не допустить охлаждения детей и необходима помощь воспитателя (младшего воспитателя). Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков. Помогая детям принимать гигиенические процедуры воспитатель воспитывает в них уважительное отношение к чистоте, навыки самообслуживания, уважения к друг другу, оказывает помощь товарищу.
Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния, а также развитие гигиенических навыков зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно — гигиенические правила.
Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы, так как только в сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.
Режим дня, включающий занятия по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательных занятий, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Занятия по плаванию должны проходить не ранее чем через 40 мин после еды.
Подготовка детей к занятиям и их гигиеническое воспитание.
Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома.
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении должно быть неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Гигиенические навыки необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием. При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки – чистоплотность, аккуратность.
Развитие гигиенических навыков в процессе обучения плаванию.
Гигиенические навыки
Первая младшая
Приучают к выполнению простейших правил. При посещении учат пользоваться индивидуальными принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий.
Вторая младшая
Продолжают воспитывать навыки личной гигиены, но все больше привлекают детей к самостоятельному их выполнению. Формируют, закрепляют и совершенствуют у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на место обувь. Напоминают детям правила мытья под душем перед плаванием, помогают им в этом, учат их самостоятельно вытираться. Сушить и расчесывать волосы.
Средняя
Все гигиенические процедуры дети должны чаще выполнять без помощи взрослых, более осознанно, а также знать свои личные вещи.
Старшая
Дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под душем, помогать друг другу при одевании и сборе вещей. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной последовательности вытираться – сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище ноги.
Подготовительная к школе группа
Дети должны самостоятельно, осознанно выполнять все гигиенические правила как в повседневной жизни, так и на занятиях по плаванию. Без напоминаний, но при контроле взрослых должны уметь правильно и быстро раздеваться и одеваться, аккуратно складывать вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, в одежде и помогать в этом товарищу.
Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. И от того насколько правильно распределены обязанности педагогического, медицинского, обслуживающего персонала зависит более эффективная организация занятий по плаванию.
Организация занятий по плаванию в дошкольном учреждении
Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий по установленному расписанию. Длительность занятий в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается. Также отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения.
Большая роль в подготовке и проведении занятий отводится воспитателям групп. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания учебных занятий по плаванию и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.
«Крокодилы», Вторая младшая группа
Воспитатель перед каждым занятием проверяет наличие у детей всех купальных принадлежностей: пакет, плавательная шапка, купальник (трусы), 0банное полотенце, халат, сменное белье. Перед каждым занятием проверяет их наличие, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель (младший воспитатель) сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей и необходима помощь воспитателя (младшего воспитателя). Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.