Что такое туристический слёт? Туристический слет в начальной школе Оригинальные этапы турслета для школьников.

Наши туристические слеты – это некоммерческий проект, реализуемый силами энтузиастов, людей с активной жизненной позицией. Это не просто турслеты для детей, это совместное постижение азбуки туризма, приобщение к спорту и здоровому образу жизни всех членов семей.

ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЛЕТОВ.

В нашем городе с крепкими туристскими традициями, идея детских слетов зародилась несколько лет назад. Наша инициативная группа вывела детские турслеты на новый уровень, сделав их более массовыми, наполненными новыми интересными соревнованиями и конкурсами. Проведение детских слетов приурочено к Международному дню туризма.

Программа слета рассчитана в первую очередь на детей в возрасте 6-13 лет, однако интересна и совсем маленьким и более старшим детям.

При проведении слетов мы соблюдаем важные правила:
слет – это зона, свободная от курения и спиртных напитков;
слет – это зона экологического благополучия и заботы о природе;
слет – место, где в обязательно порядке соблюдается техника безопасности участников.

Задолго до дня слета составляется программа, продумываются конкурсы и игры, готовится (изготавливается и закупается) необходимое оборудование. Мы стараемся сделать программу насыщенной, интересной и доступной для детей всех возрастов.

Дети участвуют в слете в составе команд, все участники слета заранее записываются в команды по 8-10 чел. Для этого мы создаем группы в социальных сетях и на городских форумах. Таким образом, стараемся максимально широко распространить информацию среди жителей города и сделать доступным участие в туристском слете для всех желающих.

Мы считаем важным привлечение родителей к подготовке и проведению слета. По опыту проведения мероприятий мы видим, что родители активно откликаются на просьбы и добросовестно выполняют возложенные на них обязанности (заготавливают дрова, убирают мусор, устанавливают лагерь, следят за костром, готовят еду, участвуют в судействе конкурсов).

Места проведения слетов расположены в лесопарковой зоне в черте города Дубны, поэтому родителям с детьми удобно добираться. Слеты организуются в красивом сосновом бору, на берегу реки. Свежий воздух и здоровая атмосфера делают обстановку благоприятной для активного семейного отдыха.

Мы тщательно продумываем организацию поляны слета: накануне проводим уборку места и заготовку дров, организуем безопасное костровое место, навешиваем тенты от дождя, организуем полевой туалет, завозим питьевую воду, устанавливаем штабную палатку и палатки для проведения мастер-классов.

ПРОГРАММА СЛЕТОВ:
Программа слета включает несколько тематических блоков. С каждым готом она разрастается и наполняется новыми блоками/этапами.

Блок 1 «Полоса препятствий».
Этапы: переправа по бревну, вертикальная и горизонтальная паутина, мышеловка, бабочка, параллельные веревки, маятник и др. Молодежь организует популярный в их среде слек-лайн.

Блок 2 «Туристские навыки».
Установка двускатной палатки, распилка дров, вязание узлов, разведение костра, изготовление носилок и переноска пострадавшего и т.д.

Блок 3 «Ориентирование».
Мы обучаем детей основам спортивного ориентирования. Для самых маленьких участников (3-6 лет), которые еще не умеют читать, делаем простой лабиринт «Гномики». Есть на нашем слете и лабиринт посложнее – для школьников, где нужно было находить путь среди искусственных препятствий, что позволило научиться ориентировать карту, выбирать путь, принимать решения как можно быстрее, ошибаться и находить выход из тупика, почувствовать соревновательный дух. В программу слета было включено ориент-шоу - когда рисуется настоящая спортивная карта крупного масштаба и необходимо находить контрольные пункты, опираясь на правильное чтение карты. Старт давался одновременно для 3-5 участников, что добавляло соревновательного эффекта.

Блок 4 «Конкурсная программа».
Игра «Великолепная команда» (командообразование), в которой с удовольствием принимали участие и дети и взрослые, включала в себя 20 этапов: сломанный мост, скакалка, гусеница, тропинка дружбы, сороконожка, вездеход, рогатка и т.д.
Игра "Карта сокровищ" (комнадообразование с поиском настоящего клада)
Игра «Тропою индейцев» (получая подсказки за выполнение тематических заданий, ребята должны были догадаться, где находятся сокровища).

Блок 5 «Творческие мастерские».
Мастер-классы по прикладному творчеству: 3-d конструирование из гороха-нута, «колотилки» (ниточки и гвоздики), рисование на ткани и др.

Блок 6 "Велокросс"
Этот блок впервые был реализован в 2015 и вызвал большой интерес у детей. В нем приняло участие более 70 детей в возрасте от 4 до 14 лет.
Дистанции были рассчитаны на разный возраст детей.

Таким образом, комбинируя и наполняя содержанием данные блоки, нам удается создать интересную и насыщенную программу турслета.

Блок 7 «Обед»
В 2016 году благодаря безвозмездной помощи военной части, обед для всех участников был приготовлен на полевой кухне (суп, каша, компот).
Конечно, на слёте не обходится без чая, приготовленного на костре, а также в настоящем дровяном самоваре.
Огромный интерес вызывает процесс выпечки блинов: каждый участник, включая детей, может испечь блинчик – «научиться самому и помочь товарищу».

Закрытие слета проходит в торжественной обстановке.
Каждому участнику вручается памятный диплом, значок, сувенир. Победители получают эксклюзивные самодельные деревянные медали.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
В настоящее время идет подготовка к очередному детскому туристическому слету, который состоится в конце сентября 2017 г. У нас много новых идей и сил для их воплощения.
C учетом увеличения интереса к нашему слету и роста числа участников, необходимо дополнительное игровое оборудование и туристское снаряжение - вопрос, который нам предстоит решить.

ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ

о спортивно-туристическом слёте для учащихся групп нового набора (I курса) Медицинского колледжа.

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Спортивно-туристический слёт для учащихся групп нового набора Медицинского колледжа, проводится с целью пропаганды физической культуры и спорта, укрепления здоровья, объединения учащихся и получения ими основных туристических навыков.
Задачи:
- пропаганда физической культуры и спорта, как важнейшего средства укрепления здоровья и физического развития студентов;
- получение основных туристических навыков;
- сплочение студентов групп нового набора.

II. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

Спортивно-туристический слёт организует и проводит администрация и преподаватели медицинского колледжа 20 сентября 2012 года.
Место проведения: лесопарковая зона, за территорией колледжа. Оргкомитет слёта оставляет за собой право изменения места и времени проведения (в случае дождливой погоды), о чем участники будут оповещены.

III. РУКОВОДСТВО И ПРОВЕДЕНИЕ СЛЁТА

Руководство и проведение слётом осуществляется администрацией колледжа. Судейство соревнований обеспечивает Главная судейская коллегия из числа преподавателей и студентов колледжа, утверждённая Оргкомитетом слёта.

IV. УЧАСТНИКИ СЛЁТА

В слёте принимают участие студенты первого курса.

V. МЕСТО СБОРА

Команда вместе с классным руководителем должна явиться к месту сбора на площадку перед входом в колледж 20 сентября 2012 года для построения в 10.00.

VI. ПРОГРАММА СЛЁТА

Слёт проводится в один день согласно плану проведения слета (Приложение № 1).

VII. ТРЕБОВАНИЕ К ОБОРУДОВАНИЮ И СНАРЯЖЕНИЮ

Участники слёта должны быть одеты по погоде, одежда не должна стеснять движения, обувь должна быть разношенной и предназначенной для движения по лесным тропам; с собой необходимо иметь снаряжение, указанное в приложении №2.

VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Ответственность за жизнь, здоровье и безопасность участников, а также проведение инструктажа по технике безопасности на слёте, возлагается на классного руководителя группы, приказом по колледжу. Медицинский контроль обеспечивает фельдшер колледжа.

IX. ВИДЫ ПРОГРАММЫ

Спортивно-туристический слёт включает:

Конкурс представления команд (командное первенство);

Ориентирование на местности (командное первенство);

Конкурс бивака, в том числе и конкурс туристической песни (командное первенство);
- кросс на 1 километр (личное и командное первенство);

Конкурс «толчок гири» (командное и личное первенство);

Конкурс «кенгуру» (командное первенство);

Конкурс «непослушный мяч» (командное первенство);

Спортивно-туристическая эстафета (командное первенство);

Комплексный зачёт по всем видам программы.

X. НАГРАЖДЕНИЕ

Команды, занявшие 1-3 места в отдельных видах программы, награждаются грамотами. Команды, занявшие 1-3 места в комплексном зачёте, награждаются грамотами и призами. Победители в личном первенстве награждаются грамотами. Награждение будет проводиться на празднике посвящения в студенты 21 сентября 2012 года.

Оргкомитет слёта

Зам. Директора колледжа - председатель Оргкомитета слёта

Члены Оргкомитета : руководитель физического воспитания, педагог-психолог, преподаватели физического воспитания, фельдшер колледжа, студент лечебного отделения, студент отделения сестринского дела.

Приложение № 1

План проведения спортивно-туристического слёта для учащихся групп нового набора (I курса) Медицинского колледжа

Сбор у входа в Медицинский колледж №8 в 10.00

Открытие слёта, жеребьёвка команд и получение маршрутных заданий

Разбивка лагеря, организация перекуса, приготовление конкурсного обеда – 11.00 – 13.30

Соревнования:

ориентирование на местности - 10.15 – 10.40 (порядок проведения в приложении №3)

кросс на один километр – 11.10 - 12.00 (порядок проведения в приложении №4)

конкурс «непослушный мяч» – 12.10 – 13.00 (порядок проведения в приложении №8)

конкурс «кенгуру» - 12.20 – 13.10 (порядок проведения в приложении №7)

спортивно-туристическая эстафета – 13.15 – 14.15 (порядок проведения в приложении №9)

толчок гири одной рукой–14.15 – 14.30 (порядок проведения в приложении №6)

конкурс бивака – по мере готовности команд (условия проведения в приложении №5)

Снятие лагеря. Уборка территории лагеря – 14.30 – 14-45.

Общее построение, подведение предварительных итогов, закрытие слета 14.45– 14.50.

Приложение № 2

Необходимое снаряжение

Личное: одежда и обувь спортивная, личная аптечка, ручка или карандаш, ложка и вилка, кружка. Продукты питания на время проведения мероприятия (для перекуса).

Командное: мангал и уголь (разводить костры ЗАПРЕЩЕНО), компас, гитара, палатка (по возможности).

На приготовление конкурсного обеда отводиться время с 11.30 до 14.00. В приготовлении принимают участие те, кто не занят в соревнованиях. Оценка проводится судейской коллегией. Оценивается вкусовые качества и внешний вид приготовленного обеда.

Приложение №3

Ориентирование на местности

Порядок проведения.

Команда в полном составе собирается на старте.

Капитан получает задание и карту местности.

Команды стартуют согласно проведённой жеребьёвке.

Задача каждой команды найти контрольную точку, отмеченную на карте и ответить на вопрос, указанный в задании.

Лист с ответом сдаётся капитаном команды главному судье сразу по прибытии команды на место бивака.

Для выполнения задания команде даётся 25 минут, с момента выхода команды за пределы территории колледжа. Если через 25 минут контрольная отметка не найдена, то команда приходит на место бивака без поощрительного очка.

Если команда, нашедшая контрольную отметку, не смогла ответить на вопрос, она также поощрительного очка не получает.

Приложение №4

Кросс на 1 километр

Состав команды 8 человек (количество юношей и девушек любое), команда с меньшим числом участников на старт не допускается

Старт общий для всей команды (согласно жеребьёвке)

На финише регистрируется результат каждого участника и оценивается по таблице очков

В зачёт идёт сумма очков семи лучших результатов команды

Победителем соревнований становится команда, набравшая максимальное количество очков

В личном первенстве победитель определяется среди юношей и девушек отдельно по лучшему показанному результату

Приложение №5

Конкурс бивака

В подготовке бивака (места расположения группы) участвуют студенты, которое не заняты участием в других конкурсах и соревнованиях.

Бивак должен быть организован в соответствии с условиями безопасности и комфорта в походных условиях.

Элементы бивака:

Места для сидения группы.

Походный стол.

Палатка.

Мангал.

Применение жидкостей для розжига ЗАПРЕЩЕНО.

Оценка конкурса бивака проводиться по следующим критериям:

Наличие мест для сидения группы – 2 балла максимальная оценка.

Наличие палатки и правильная ее установка – 3 балла максимальная оценка.

Конкурсный обед – должен быть подготовлен и оформлен на импровизированном походном столе. Оценивается количество блюд, сервировка и их вкусовые качества – 5 баллов максимальная оценка.

Туристическая песня под гитару – (конкурсную песню поет вся группа) – 3 балла максимальная оценка.

«Конкурс бутерброда» - 5 баллов.

Места определяются по наибольшему количеству баллов.

Приложение №6

Конкурс «Толчок гири» одной рукой

К участию к соревнованиям допускаются только студенты, не имеющие медицинских противопоказаний (основной медицинской группы)

Каждая группа может быть представлена только одним участником

Соревнования проводятся в одной весовой категории (абсолютной)

Упражнение: толчок гири 16 кг.одной рукой (любой)

Условие выполнения упражнения:

В момент фиксации гири в верхнем положении, руки, туловище и ноги должны быть выпрямлены;

После фиксации в верхнем положении и счёта судьи, участник опускает гирю в стартовое положение произвольным способом;

Команда «стоп» даётся при опускании гири с груди, постановке гири на плечевые суставы с явной остановкой для отдыха, выход за пределы соревновательной площадки 2х2 м;

На подход даётся 2 минуты.

6. Победитель определяется по максимальному количеству подъёмов, при равных показателях, по наименьшему весу участника.

Приложение №7

Конкурс «Кенгуру»

Состав команды 3 человека (юноша и две девушки, или три девушки).

Старт, открытый по мере готовности команды.

Выполняются прыжок в длину с места с приземлением на одну ногу и фиксация длины прыжка с помощью палочки.

В зачёт идёт длина прыжка всех трёх участников.

Каждому участнику даётся две попытки.

Запрещается при приземлении движение стопой вперёд, удерживание равновесия касаясь земли рукой или палочкой (при потере равновесия, попытка не засчитывается и участник возвращается на исходную точку).

Победителем соревнований становится команда, показавшая максимальную длину прыжка по сумме результатов трёх участников.

В случае равенства результатов, победителем становится женская команда. Если и эти показатели равны, то победителя определяет жребий.

Приложение №8

Конкурс «Непослушный мяч»

Перекатывание мяча по веревкам.

Необходимый инвентарь: 2 веревки длиной по 5 метров, корзина, мяч.

Состав команды 10 человек (количество юношей и девушек любое).

Команда разбивается попарно. Каждая пара держится за концы верёвки и натягивает её. Судья ставит мяч на натянутую поверхность верёвок.

Регистрируется количество попаданий мяча в корзину.

Каждая пара имеет только одну попытку.

Победителем конкурса становится команда, набравшая максимальное количество попаданий.

В случае равенства попаданий, победителем становится команда, представленная большим числом девушек.

Приложение №9

Порядок проведения спортивно-туристической эстафеты.

Основное условие прохождения эстафеты – последовательность выполнения определенных заданий на этапах (СТАНЦИЯХ). В эстафете принимает участие вся команда (10 человек, включая капитана).

1. Станция "Рюкзак" - участвует 1 чел. (капитан команды). Задание: собрать рюкзак, уложив в него предметы, которые предлагаются на выбор (всего предлагается 10 предметов). В рюкзаке должны быть только те предметы, которые нужны в походе. Капитан, собрав рюкзак, одевает его на себя и переходит на следующую станцию. После решения задания на каждой станции, он переходит на следующую, не снимая и не передавая рюкзак и так до самого финиша. В итоге он должен финишировать вместе с участниками последней (пятой) станции.

Штраф - лишний предмет в рюкзаке +3 секунды, нужный предмет вне рюкзака + 5 секунд к контрольному времени.

2. Станция "Кочки" – участвует вся команда. Задание: вся команда проходит по очереди по «кочкам», расположенным в определённой последовательности. Падение с кочки – возвращение участника назад.

3. Станция "Эрудит" – участвует вся команда. Капитан получает задание в виде кроссворда. Кроссворд состоит из 11 вопросов. Нужно за две минуты разгадать кроссворд. Неразгаданное слово, так же как и неправильно угаданное + 10 сек. к контрольному времени за каждое слово.

4. Станция "Палатка" – участвует вся команда. Участники должны поставить за минимально возможное время палатку.

5. Станция «Переноска пострадавшего». участвуют 3 человека (два юноши – спасатели и девушка - пострадавшая). Переноска на "замке". Для образования "замка" каждый из двух оказывающих помощь захватывает правой рукой свою левую руку у кисти, а своей левой рукой - правую руку напарника тоже у кисти. Образуется кресло, в котором и переносится пострадавший, который двумя или одной рукой придерживается, (обхватывает) за плечи или шею спасателей. Остальные участники команды вместе с капитаном бегут за ними, финиш по последнему участнику. Результат команды в эстафете определяется по контрольному времени (по секундомеру) с учетом штрафных секунд. Команда, затратившая меньше времени на прохождение эстафеты занимает первое место.

Введение

Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие – в трудах которых оформился идеал человека, в котором гармоничного сочетается духовное и физическое совершенства. Как семь нот в музыке являются основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, две руки и две ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Они определяют осанку, походку, в определенной мере – всю манеру поведения человека. Они создают неповторимую индивидуальность облика, сказываются на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.

Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. В «Гимназии № 20» г. Междуреченска сложилась целостная система деятельности педагогического коллектива и родителей по физическому развитию и воспитанию детей. Здоровьесберегающие технологии в учебной деятельности органично сочетаются с внеурочной занятостью детей и подростков. Важнейшим элементом этой системы является деятельность учителя физической культуры. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает использовать их с возможно большей эффективностью. Работа по физическому воспитанию в школе не ограничивается уроками, а продолжается во внеклассной и внешкольной деятельности, которая является важнейшей составляющей физического воспитания.

Задачами внеурочной спортивной деятельности являются:

  • содействие гармоничному физическому развитию ребенка;
  • выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия окружающей среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам;
  • формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовки;
  • приобретение двигательного опыта посредством овладения различными двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
  • закрепление потребности в регулярных занятиях физической культурой и избранным видом спорта;
  • формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма;
  • развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания.

В нашей школе проводится ряд традиционных спортивно массовых мероприятий. Это соревнования по легкой атлетике, волейболу, пионерболу, баскетболу, соревнования: «А ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки», «Муравейник».

Особое место занимает туристическая деятельность и традиционный общешкольный туристический слет. Эти мероприятия способствуют развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.

Туристические походы в нашей школе разбиты на четыре категории:

  • Для учащихся начальной школы – поход выходного дня «Мой край родной» в поселок Теба, где ребята посещают музей, знакомятся с историей родного края, природой и минеральными богатствами.
  • Для учащихся 4–7-х классов трехдневный поход на Поднебесные Зубья в район Кузнецкого Алатау, где дети приобретают навыки начальной туристской подготовки, совершенствуют технические навыки и общефизическую подготовку.
  • Для учащихся 7–11-х классов, имеющих опыт, многодневный поход на Поднебесные Зубья в район Кузнецкого Алатау, где ребята закрепляют навыки туристической деятельности, выполняют экологические мероприятия и знакомятся с элементами категорийных походов.
  • Для учащихся, имеющих опыт многодневных походов, проводятся категорийные походы.

Ежегодный туристический слет, можно назвать культовым мероприятием, его с нетерпением ждут и взрослые и дети. Подготовка к нему начинается задолго до начала слета. В ней принимают участие абсолютно все – от директора до ребенка.

В этой статье дается приблизительный план и методика проведения туристического слета в нашей школе. По желанию детей и педагогов конкурсная программа может меняться: могут добавляться или заменяться элементы полосы препятствий или конкурсы. В зависимости от особенностей школы, её географического положения, комплектности и наличия материальной базы можно усложнить или упростить план проведения мероприятий.

План подготовки туристического слета.

  1. На информационно методическом совещании (ИМС) педагогическим коллективом утверждается план проведения туристического слета «Золотая осень», место и сроки проведения, распределяются обязанности.
  2. По итогам ИМС директором школы пишется приказ по школе о проведении туристического слета, с указанием должностных обязанностей каждого учителя на день проведения мероприятия.
  3. Пишется положение о туристическом слете «Золотая осень».
  4. Собирается физкультурный актив и представители от каждого класса участника слета, на котором знакомят с положением о туристическом слете «Золотая осень». Даются рекомендации по подготовке к слету. Назначаются дни тренировок и консультаций.
  5. Учителями физической культуры готовится инвентарь и площадка для туристического слета.
  6. Классные руководители организуют группы по подготовке к слету (группы кулинаров, художников, туристов и т.д.) конкурсную программу и программу досуга и общения своего класса, а также документацию.
  7. В назначенный день дети собираются у школы. Проводится торжественная линейка, после которой дети организованной колонной движутся к месту соревнований.
  8. На поляне слета классы получают маршрутные листы с указанием места размещения класса, времени прохождения конкурсов и этапов слета.
  9. Соревнования начинаются одновременно на всех этапах.
  10. По окончании соревнований проводится линейка, подводятся итоги, и дети организованно покидают место соревнований.

Программа школьного туристического слета «Золотая осень»

Цели и задачи:

  • Популяризация туризма, как активного отдыха и средства укрепления здоровья.
  • Формирование классного коллектива, посредством совместной деятельности.
  • Формирование навыков принятия самостоятельных решений в нестандартных ситуациях.
  • Выявление сильнейших команд школы.

Участники слета: Учащиеся гимназии с 4-го по 11-й класс, преподаватели гимназии, а так же родители участников туристического слета.

Руководство организацией и проведения слета возлагается на главную судейскую бригаду во главе с заместителем директора по воспитательной работе.

Условия приема участников: Участники слета размещаются на отведенной для размещения команд территории. Поляна, должна быть достаточно большого размера. На ней должно быть место для размещения всех классов. А так же территория для подвижных игр и конкурсов. Туристическую полосу препятствий можно установить по кромке леса, но так чтобы она была доступной и зрелищной для болельщиков. Самостоятельно организуются бивуак, питание и досуговые мероприятия класса. Разведение костра организуется с учетом природоохранных мер и техники безопасности. Мусор уносится с места пребывания класса в полиэтиленовых мешках, приготовленных классами заблаговременно.

Программа слета:

  1. Туристическая полоса препятствий.
  2. Легкоатлетическая эстафета «Осенний марафон».
  3. Соревнования в метании мяча в цель «Меткий стрелок».
  4. Соревнования по прыжкам в длину «Суперпрыжок».
  5. Конкурс краеведения «Мой край».
  6. Конкурс рисунков на асфальте, ватмане, или конкурс букетов и поделок из подручных материалов (в зависимости от места проведения – лес или парковая зона).
  7. Конкурс поваров «Осенний бутерброд».
  8. Конкурс биваков.
  9. Кольцовка песен «А я спою еще одну».

Определение результатов:

  • На туристической полосе препятствий результат определяется по времени прохождения дистанции плюс время штрафов команды, набранных на этапах. Победитель определяется по наименьшему суммарному времени.
  • В спортивных мероприятиях победитель определяется: в «Осеннем марафоне» по наименьшему времени прохождения дистанции, в «Суперпрыжке» по самому длинному прыжку, в «Метком стрелке» по наибольшему количеству попаданий в цель.
  • В конкурсной программе по наибольшей сумме баллов набранных в каждом конкурсе.
  • Абсолютный победитель туристического слета определяется по наименьшей сумме мест во всех видах программы. При равенстве баллов предпочтение отдается команде с лучшим результатом на туристической полосе препятствий.

Награждение: Победители в каждом виде программы награждаются почетными грамотами. Победители в абсолютном первенстве – грамотами и сладкими призами.

Условия проведения спортивных соревнований туристического слета.

К участию в спортивных состязаниях допускаются учащиеся, по состоянию здоровья, допущенные к занятиям по физической культуре.

«Осенний марафон».

Команда преодолевает дистанцию в 10–15 кругов (длина дистанции и количество кругов определяются судьей до начала соревнований в зависимости от возраста участников). Стартуют одновременно несколько команд. Участники одной команды выпускаются на дистанцию по очереди, количество пробегаемых кругов одним участником неограниченно. Каждый участник может выходить на дистанцию дважды. Тактику преодоления дистанции команда определяет самостоятельно. Передача эстафеты движения следующему участнику из команды совершается передачей эстафетной полочки. Передавать эстафетную палочку можно в любом месте дистанции. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции.

«Суперпрыжок» .

Десять участников из одной команды по очереди выполняют прыжок в длину с места. Первый участник выполняет прыжок с линии старта, второй участник выполняет прыжок с точки приземления (устанавливается по линии пяток прыгавшего участника) первого спортсмена, третий участник совершает прыжок с точки приземления второго участника и т.д. Победитель определяется по наибольшему расстоянию от линии старта до последней точки приземления (прыжок 10-го участника).

«Меткий стрелок».

С линии старта участники команды совершают 30 бросков в горизонтальную мишень. Команда сама определяет очередность и количество бросков каждого участника игры в своей команде. Команда не менее 6 человек, из которых не менее трех девочек. Победитель определяется по наибольшему количеству попаданий мячом в цель.

«Конкурс краеведения».

В конкурсе принимает участие весь класс. Дети отвечают на вопросы в нескольких областях краеведения:

  • история родного края;
  • флора и фауна области;
  • знаменитые люди нашего города (области);
  • улицы родного города;
  • достопримечательности города (района, области) и т. д.

Ответы на вопросы оцениваются от 1 до 5 баллов в зависимости от правильности и полноты. Выигрывает команда, ответившая на большее количество вопросов и набравшая большее количество баллов.

Конкурс рисунка на асфальте.

Для выполнения условий конкурса класс приносит с собой цветные мелки. Тема рисунка на асфальте оговаривается заранее. Темы могут быть следующими: «Я и город», «Природа наш общий дом», «Спорт в котором я живу» и т.д. Размер рисунка не менее 1,5х1,5 метра. Оценивается по следующей схеме:

  • соответствие заявленной тематике;
  • композиция;
  • рисунок (качество исполнения);
  • оригинальность.

Конкурс поваров «Осенний бутерброд».

Команда в полевых условиях из приготовленных заранее продуктов (ингредиенты можно оговорить заранее) готовит бутерброд. На приготовление бутерброда отводится контрольное время. Величина бутерброда не более одной краюхи хлеба.
Оцениваются: вкусовые качества, оригинальность в сочетании продуктов, подача и оформление бутерброда, название.

Туристическая полоса препятствий.

В преодолении полосы препятствий участвует команда из 6 человек.

Этапы полосы препятствий могут быть следующими:

  • Топография. Каждый участник вытягивает карточку, на которой изображен топографический знак и называет этот знак. За каждый неправильный ответ команда получает штрафное очко (1 очко – 10 секунд).
  • Параллельные перила. Команда переправляется по параллельным веревкам с одного берега на другой. Идти следует приставным шагом по нижней веревке, держась за верхнюю. Два человека одновременно не могут находиться на веревке.
  • Маятник. При помощи маятниковой веревки преодолеть предполагаемый овраг. С линии берега участник ухватившись за узел на висящей веревке, отталкивается ногами от берега, подтягивает ноги вверх и перелетает на противоположный берег. За заступ в зону оврага одной ногой участник штрафуется одним баллом штрафного времени, за касание двумя ногами – 2 баллами, за падение – 3 баллами (1 балл – 30 секунд).
  • Кочки. Переправиться по кочкам с одного берега на другой, не наступая ногами на землю. При попадании на землю участник возвращается на начало этапа и проходит его повторно.
  • Установка палатки. Команда за определенное время устанавливает туристическую палатку. Правильность установки контролируется судьей, который за ошибки в установке начисляет штрафные баллы: складка на скате палатки – 1 балл, общий перекос палатки – 3 балла, палатка не установлена в контрольное время – 5 баллов.
  • Разжигание костра. Команда за определенное время из приготовленных командой дров разжигает костер без использования горючих смесей и материалов, бумаги и бересты. Пламя костра должно пережечь нить над костром. Невыполнение условий этапа в контрольное время наказывается штрафом в 5 баллов.
  • Медицина. Команда оказывает первую доврачебную помощь пострадавшему (одному из членов команды). Характер травмы определяется заранее. Младшие школьники – резаная рана руки, средние школьники – закрытый перелом предплечья, старшие школьники – перелом голени и переноска пострадавшего. Оценивается последовательность выполнения мероприятий по оказанию помощи, правильность наложения повязки, транспортировки, а так же гуманное отношение к пострадавшему.

Этапы полосы препятствий могут быть расширены и усложнены в зависимости от подготовки участников и природных компонентов.

Кольцовка песен «А я спою еще одну».

Все участники соревнований после прохождения всех этапов туристического слета собираются на большой поляне, организуют круг. По очереди каждый класс запевает песню. Если эта песня знакома участникам слета, то они начинают подпевать. Чем большее количество участников слета подпевает песню, тем меньшее количество баллов он зарабатывает. Цель – спеть песню неизвестную большинству присутствующих. Количество песен спетых каждым коллективом зависит от количества участников, эмоционального настроя и желания детей. Обычно это 2–3 песни.

02.10.2015

Всех приветствуем, друзья! Турслёту школьному Ура!!!

Кто шагает с рюкзаком?
Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком?
Мы, туристы!
Нас вперёд ведут дороги!
Наш девиз: «Всегда вперёд!»
Наши лучшие предлоги?
«Через», «сквозь» и «поперек»!

27 сентября отмечается Всемирный день туризма. Этот праздник могут считать своим не только туроператоры, турагенты, гиды, экскурсоводы, но и все, кто хоть раз в жизни отправлялся в путешествие. В этот день повсюду проходят различные концерты и фестивали, а также туристические слёты. Турслёт — это приятное времяпровождение, где каждый может проявить не только физические способности, а также просто отдохнуть, побыть наедине с природой.

И нас осень собрала в дорогу, позвала к себе в гости. 17 сентября в отделении ГКБС(К)ОУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха 1, 2 вида» расположенном по адресу: ул. Казахская, 71 с утра переполох: все собрались на турслёт. В этот день погода нас не подвела, очень порадовала солнцем и теплом. Праздник начался с построения команд на площадке. Ребята стояли гордо в строю с эмблемами команды на груди и ждали своей очереди. Каждая команда с усердием и старанием прокричала девиз и речевку. Затем юных туристов поприветствовали мультяшные герои ОХ и АХ, которые пригласили всех в лес.

Программа турслёта была насыщенной и разнообразной. Соревнуясь в силе и ловкости, участники преодолевали полосу препятствий: собирали рюкзак, ловко переправлялись через «болото» и по бревну, переносили пострадавшего, мухой пролетали по верёвкам и «разжигали» костры. А последний конкурс был необычным. Это конкурс бутербродов! Каждая команда приготовила бутербродную композицию и представила её жюри. Мммм… какие вкусные, аппетитные бутерброды! Фантазии не было предела: один краше другого! «Весёлые» бутерброды доставили огромное удовольствие как детям, так и взрослым.

Кстати, учащиеся начальной школы тоже участвовали в турслёте. Младшие школьники соревновались в ловкости, быстроте и силе. И всё это время с ними были те, кто помогал, переживал, поддерживал их. Конечно же, это учителя и родители!

Все участники слёта получили море положительных эмоций, массу впечатлений, заряд бодрости и хорошего настроения. Но самое главное, ребята ощутили себя одной командой, учились поддерживать и помогать друг другу. Счастливые, веселые и немного уставшие, «туристы» возвращались в школу.

С Днём туризма Вас, друзья!

Кандидат педагогических наук, методист ГУ НМЦ СВР ДСМП

Кандидат педагогических наук

Инструктор-методист ГБУ «Центр молодёжи ЮВАО «Молодёжное содружество»

Сборник адресован руководителям и специалистам органов государственной власти и местного самоуправления, муниципальных учреждений, автономных некоммерческих организаций , осуществляющих досуговую и социально-воспитательную работу с населением по месту жительства, руководителям военно-спортивных клубов и объединений, классным руководителям и учителям физкультуры общеобразовательных учреждений.

Технический редактор: - кандидат филологических наук, методист ГУ НМЦ СВР ДСМП

Паспорт

Наименование проекта

Целевая комплексная программа организации, подготовки и проведения окружного

туристического слёта

для детей, подростков и молодёжи

«Поляна дружбы»

Руководитель проекта

Руководитель ОУ ЮВАО ДСМП

Сроки реализации проекта

июль – сентябрь

проекта

Инструктор-методист

Координаторы проекта

Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы

1. Аннотация……………………………………………………………………………….5

2. Теоретические основы содержания работы…………………………………….6

3. Программа туристического слёта «ПОЛЯНА ДРУЖБЫ»…………………..9

I. Содержание и условия КТМ (контрольно-туристического маршрута)…………………………………………………………………...9

II. Туристические навыки…………………………………………………...11

III. Техника пешеходного туризма (ТПТ)…………………………………13

IV. Содержание конкурсной программы…………………………………14

4. Подготовительная работа при подготовке и организации туристического слёта……………………………………………………………..16

5. Приложение 1. Положение о IV окружном туристском слёте центров досуга ЮВАО…………………………………………………………………………………...18

6. Приложение 2. Форма предварительной заявки. Заявка на участие. В IV окружном туристском слёте. Центров досуга ЮВА………………………..21

7. Приложение 3. Основные требования. Прибытие на поляну слёта………22

8. Приложение 4. Распорядок работы туристического слёта……………….23

9. Приложение 5. Игровой сценарий туристического слёта…………………..24

10. Приложение 6. Варианты тестов к разделу «эскулап»……………………...31

11. Приложение 7. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей……………………………………………………………………………………35

12. Приложение 8. Правовые основы спортивного досуга и туризм…………..36

Аннотация

Методические рекомендации были подготовлены с целью ознакомления коллег с опытом работы по подготовке, организации и проведению окружного туристического слёта, проходившего в Юго-Восточном административном округе г. Москвы под названием «Поляна дружбы».

По мнению психологов, для подростка необычайно важно признание его взрослости, и не только со стороны родителей, педагогов или соседей. При этом, нередко подростки копируют асоциальные проявления взрослости, а если рядом нет положительной социальной группы, они часто оказываются в отрицательной - главное для них, чтобы была компания.

Необходимым условием комфортного самоощущения подростка является признание на равных в обществе сверстников. В этом плане подростковые клубы по интересам успешно формируют ту социальную среду, в которой духовный мир каждого ребёнка обогащается общественно ценными увлечениями, подлинными нравственными ценностями. Здесь подросток имеет возможность проявить себя как личность в кругу сверстников, приобрести неоценимый опыт позитивного социально значимого общения, научиться индивидуальным и коллективным переживаниям, интересно провести свой досуг с увлечёнными своим делом педагогами.

Туристический клуб помимо социальных функций имеет возможность раскрыть подросткам мир приключений, направить «авантюрную возрастную особенность» в русло формирования познавательного интереса к родному краю.

Развивающая - состоит в совершенствовании физических сил и психических процессов, включая мышечную и нервную системы; способности и готовности ориентироваться в экстремальных ситуациях, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям.

Оздоровительно–гигиеническая - заключается в возможности заниматься разнообразными видами спортивной деятельности и формировать ментальность здорового образа жизни и привычку к приятным и полезным оздоровительным процедурам при помощи различных спортивных игр.

Образовательная - знакомит людей с теорией и историей развития физической культуры, её значением в жизни каждого человека; с различными видами физической культуры и спорта как средства удовлетворения не только физических, но и духовно-эстетических потребностей личности.

Многовековая история физической культуры и современные аспекты активной жизни людей помогают формировать у подрастающего поколения понимание сущности физической культуры, её жизненной необходимости.

https://pandia.ru/text/78/223/images/image004_29.jpg" width="584" height="348 src=">

В данных методических рекомендациях мы предлагаем для ознакомления содержание различных видов и форм самодеятельного туризма, на наш взгляд интересных и актуальных. Важно отметить, что всё рекомендуемое на этих страницах было разработано специалистами ГОМЦ «Олимп» и успешно апробировано. Детям понравилось!

Важно отметить, что организация и проведение нашего туристического слёта «Поляна дружбы» имеют ряд уникальных отличительных особенностей .

Прежде всего, это наличие игрового сценария, который, словно весёлая сюжетная нить спортивного спектакля, проходит не только через все этапы соревнований, но и проникает во все особенности быта туриста. Это особенно важно, поскольку поддерживает у подростков хорошее настроение и командный дух, способствует созданию дружелюбной атмосферы, полной веселья и юмора, помогает легче и спокойнее переносить сложности спортивной борьбы и азарта.

Следующей особенностью слёта является разработка инновационных видов и содержания контрольно-туристического маршрута, включающего в себя не только традиционные этапы соревнований, но и переправу через водное препятствие на плавательных средствах, и решение теоретических ситуационных задач.

Не менее значимой особенностью туристического слёта «Поляна дружбы» является и его основная задача - поиск оптимального безаварийного выхода из сложившихся экстремальных ситуаций.

Организация туристического слёта осуществляется в соответствии с Положением о слёте и включёнными в него соревнованиями и конкурсами. Руководит слётом штаб, спортивными соревнованиями - судейская коллегия (бригада), творческими конкурсами - жюри.

В программу туристического слета входят следующие виды деятельности :

КТМ - контрольно-туристический маршрут;

Туристические навыки;

ТПТ - техника пешеходного туризма;

Различные творческие конкурсы.

Головные уборы" href="/text/category/golovnie_ubori/" rel="bookmark">головной убор обязателен).

4.2. Компас - 3 шт.

4.3. Ручка и блокнот (у каждого участника).

4.4. Аптечка первой медицинской помощи (должна включать основные группы лекарств).

4.5. Накидки от дождя (для каждого участника).

4.6. Комплект запасной одежды в непромокаемой упаковке (на каждого участника).

4.7. Спички в непромокаемой упаковке.

4.8. Запас питьевой воды на всю дистанцию.

* Команда-участница соревнований считается группой, вышедшей в поход выходного дня. Это значит, что снаряжение, взятое командой на дистанцию, должно обеспечивать безаварийное прохождение дистанции в течение 8 часов.

** Команда может использовать любое дополнительное снаряжение по своему усмотрению, если оно не противоречит условиям соревнований и Положению.

5. Контрольные сроки:

5.1. На всю дистанцию КТМ даётся оптимальное время - «ОВ».

5.2. За превышение «ОВ» команде начисляется временной штраф 2 балла за каждую лишнюю полную минуту.

5.3. На прохождение КТМ вводится контрольное время - «КВ» (расчёт по формуле: КВ = ОВ * 1,5).

5.4. Команды, не уложившиеся в «КВ», занимают места после команд, которые уложились в «КВ», независимо от результата соревнований.

5.5. По истечении «КВ» судейская бригада предпринимает все необходимые меры по поиску команды, не пришедшей на финиш.

5.6. На прохождение первой части дистанции будет устанавливаться «система ралли» - т. е. команда не сможет стартовать на этапе раньше предусмотренного для этого времени.

5.7. На отдельных этапах дистанции будет введено «КВ».

5.8. На отдельных участках дистанции будет действовать временной штраф.

6. Определение победителей:

6.1. Победители определяются по наименьшей сумме штрафных баллов, полученных командой на дистанции.

6.2. В случае полной идентичности результатов предпочтение отдаётся команде, имеющей лучший показатель на этапе «ориентирование». В случае равенства и этих показателей преимущество отдаётся команде, имеющей лучшие показатели при прохождении этапов, связанных с вопросами медицинского тестирования.

**Важно: Судейская коллегия оставляет за собой право внести в условия некоторые коррективы, не требующие изменений в подготовке команд.

II. Туристические навыки

В этом виде программы судейская бригада проверяет каждую команду на обустроенность лагеря, чистоту и порядок в нём, оборудование специальных мест под костры, для хранения продуктов питания, для сбора пищевого мусора и т. п. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и правилам культурно-гигиенического поведения туриста.

Положение о судействе вида «Туристские навыки и быт»

Судейская коллегия оценивает:

Прибытие на поляну слёта;

Состояние лагеря;

Состояние кухни и хранения продуктов питания;

Соблюдение правил проведения и режимных моментов соревнований.

1. Прибытие на поляну слёта

Группы приходят на поляну слёта организованно во главе с руководителем в установленное судейской коллегией время. Судьи начинают свою работу с момента прихода первой группы.

По команде судьи команда строится, снимает рюкзаки. Командир сдаёт рапорт, в котором сообщает название команды, количество участников, Ф. И.О. руководителя. Туристическая группа должна предъявить аптечку и снаряжение согласно Положению о соревнованиях. Руководитель сдаёт секретарю комплект заявочной документации. Участники соревнований должны соблюдать дисциплину на протяжении всего времени работы судейской бригады. По окончании работы с туристической группой судья указывает команде место расположения команды на поляне слёта.

2. Состояние лагеря

Первый осмотр после прибытия команд на соревнования не оценивается, так как является консультативным. Судьи отмечают правильность расположения лагеря. В оставшееся время будет проведено два осмотра. При этом обязательно учитываются чистота и порядок в лагере (хранение рюкзаков, вещей, сушка вещей, установка тентов и т. д.).

https://pandia.ru/text/78/223/images/image007_32.gif" width="212" height="170 src=">

**Важно: Обход судейской бригадой стоянок команд совершается в присутствии руководителя или участника команды по расписанию; кроме того, могут быть назначены дополнительные обходы. Отсутствие руководителя или участника команды во время обхода будет расценено как невыполнение распоряжения по лагерю.

III. Техника пешеходного туризма (ТПТ)

Это своеобразная полоса препятствий, преодолеть которую нужно с определенными условиями и за строго определённое время.

По правилам туристического слёта:

В соревновании принимают участие 5 человек;

Старт общий;

Секундомер выключается по последнему участнику;

На отдельных этапах дистанции могут даваться штрафные баллы (по 1 баллу за каждое нарушение);

Один штрафной балл равен 10 секундам;

Победитель определяется по наименьшей сумме чистого времени на дистанции и штрафного времени.

Полоса препятствий может включать в себя следующие этапы:

Переправа «через болото по кочкам» (штрафуется каждое касание участником «болота»).

Переправа по параллельным веревкам (в случае срыва участник возвращается к началу этапа).

Движение по маршруту по качающимся бревнам (в случае срыва участник возвращается к началу этапа).

Преодоление «завала» (в случае выхода участника за ограничение «коридора» он возвращается к началу этапа).

- «Путанка» (в случае выхода участника за ограничение коридора он возвращается к началу этапа).

Разжигание костра (задание считается выполненным, когда перегорит контрольная лента, но при этом костер приподнимать нельзя).

Движение по уложенному бревну.

Установка палатки.

Подъём по склону.

Спуск по склону.

**Важно: Судейская коллегия оставляет за собой право включать дополнительные этапы, не требующие от участников специальной подготовки и знаний.

https://pandia.ru/text/78/223/images/image009_26.gif" width="203" height="186 src=">

Конкурс «Робинзонада»:

Во время проведения соревнований в виде КТМ тем членам команды, которые не принимают участия в данном виде, будет предложено организовать бивуак, пригодный для автономной ночёвки с использованием только подручных средств. (Запрещается использование туристических палаток).

Требования, предъявляемые к бивуаку:

1. Бивуак должен быть пригоден для ночевки двух человек.

2. Обязательно наличие костра и приспособления для кипячения воды. (В задачу участников, кроме обустройства бивуака, будет также входить кипячение 1-го литра воды).

3. Контрольное время работы на этапе 1 час. За каждые 4 лишние минуты работы на этапе вводится временной штраф - 1 балл.

Примечание: Таблица штрафов конкурса «Робинзонада»

№ п/п

наименование штрафа

количество штрафных баллов

Отсутствие оборудованного спального места

5 баллов

Незащищенность спального места от дождя

5 баллов

Отсутствие костра

5 баллов

Воду не вскипятили

5 баллов

https://pandia.ru/text/78/223/images/image011_27.gif" width="249" height="233 src=">

Подготовительная работа

при подготовке и организации туристического слёта

Важной составляющей туристического слёта является его тщательная, разносторонняя подготовка. Необходимо отметить, что успешное проведение мероприятия во многом зависит от степени его предварительной подготовки.

Принимая во внимание, что слёт проходит в Московской области , необходимо обеспечить взаимодействие различных государственных служб, обеспечивающих безопасность проведения мероприятия на всех его этапах. Необходимо участие:

Врача и фельдшера на машине «Скорой помощи»;

Представителей органов внутренних дел;

Необходимо также проведение серьезной предварительной работы учреждением, непосредственно проводящим туристический слёт. Подготовительный этап включает:

I. Подготовку документации слёта; оформление и необходимое согласование всех предусмотренных нормативами документов .

II. Составление и утверждение подробного плана проведения дня туристического слёта.

III. Организацию и проведение педагогического совещания руководителей клубов и центров, участвующих в туристическом слёте, на котором необходимо:

Представить Положение о туристическом слёте;

Познакомить с программой и планом мероприятия;

Сообщить полный адрес места проведения слёта и способы достижения места различными видами транспорта;

Сообщить номера контактных телефонов учреждения и персональные номера телефонов (в том числе и сотовой связи) организаторов и руководителей туристического слёта;

Сообщить точное время коллективного отъезда (если/когда таковой планируется);

Представить судейскую бригаду слёта, старшего судью;

Предложить список необходимых детских вещей, санитарно-гигиенических предметов личного пользования;

Сообщить и обосновать режим дня и правила внутреннего распорядка на слёте.

По итогам педагогического совета необходимо составить протокол по установленной форме и целесообразно предложить подписать его всем руководителям учреждений, клубов и центров социального досуга, участвующих в мероприятии.

IV. Предварительная работа на местности:

Подготовка места для разбивки лагерей;

Подготовка полосы препятствий и соответствующей разметки в лесном массиве;

Заготовка дров для костра и т. п.

V. Тщательное продумывание меню, включая питьевую воду

Приобретение продуктов питания и питьевой воды в соответствии с нормами питания детей. Приобретение одноразовой посуды, салфеток, в том числе и влажных . Важно приобрести пакеты и мешки для сбора и вывоза (или утилизации) отходов и мусора.

VI. Приобретение необходимого инвентаря, спортивных и хозяйственных товаров , художественных и канцелярских принадлежностей. Нельзя допустить, чтобы творческие планы детей остались нереализованными только по причине отсутствия того или иного материала.

VII. Подбор и укомплектование судейской бригады туристического слёта из числа наиболее опытных педагогов туристических клубов и успешных старших воспитанников, имеющих определенный опыт.

VIII. Проведение всех необходимых инструктажей для сотрудников. По результатам каждого инструктажа заполняются соответствующие документы.

IX. Приобретение грамот, дипломов, памятных подарков и призов. Важно иметь в виду целесообразность подарков. Лучше всего дарить командам и детям тематические (туристические) подарки (например, палатки, спальные мешки, походную утварь и т. п.).

0 " style="margin-left:5.4pt;border-collapse:collapse;border:none">

Личное снаряжение:

Наименование

Ед. измерения

Комплект ходовой одежды

Запасной комплект одежды в непромокаемой упаковке

Комплект

Теплая куртка

Головной убор

Спички в водонепроницаемой упаковке

Комплект

Рукавицы или перчатки

Накидка от дождя

Блокнот и ручка

Полиэтилен или кусок непромокаемой ткани

Для участия в виде КТМ команде необходимо иметь

следующее групповое снаряжение:

Рюкзак объемом от 40 л.

Тент от дождя

Комплект

Приспособление для изготовления носилок*

Комплект

Аптечка первой помощи

Комплект

Коврик теплоизоляционный

*Носилки должны быть пригодны для транспортировки груза весом до 30 кг на расстояние 1,5- 2 км.