Как настроить задние тормоза на велосипеде. Как установить тормоза v-brake на старый велосипед.

Как и в случае с механическими тормозами, дисковая гидравлика со временем теряет эффективность - тогда нужна настройка системы. Как осуществляется регулировка дисковых гидравлических тормозов на велосипеде?

Механизм действия такой же, как у систем с тросом. Дисковая гидравлика состоит из следующих частей:

  • ручка;
  • гидролиния - рукав, заполненный тормозной жидкостью и предназначенный для передачи усилия;
  • калипер - механизм, принимающий усилие и приводящий в движение колодки;
  • колодки;
  • ротор - стальной диск, жестко сцепленный с втулкой колеса.

Суть работы механизма заключается в передаче усилия с тормозной ручки на колесо, только передача импульса происходит не по металлическому тросу, как у механики, а через жидкость . Она не сжимается, как сталь, поэтому является более надежным и долговечным средством. Еще лучшими характеристиками обладает минеральное масло.

На основных деталях тормозной системы имеются следующие точки настройки гидравлических тормозов на велосипеде:

  1. Регулятор тормозной ручки.
  2. Крепления колодок.
  3. Адаптер калипера, при помощи которого механизм фиксируется на задней вилке велосипеда.
  4. Крышка расширительного бачка на цилиндре калипера. Важно знать ее расположение, так как прокачать гидравлические тормоза на велосипеде можно только через нее.

Совет! Гидравлику не нужно проверять и регулировать перед каждой поездкой, как V-brake - настройка требуется только в том случае, если колодки трутся об ротор во время движения.



Как отрегулировать?

Перед тем, начнется регулировка гидравлических тормозов на велосипеде, следует сделать следующее:

  • проверить диск на наличие деформаций;
  • оценить состояние колодок и заменить их при необходимости;
  • проверить наличие протечек гидролинии - жидкость может подтекать при повреждении шланга или неплотном соединении линии с калипером и тормозной ручкой;
  • очистить ротор и колодки от загрязнений;
  • выровнять колесо.



Регулировка для любого состоит из двух частей: балансировка и прокачка тормозов. Для настройки механизмов понадобится стандартный инструмент , а для работы с гидролинией - набор для прокачки гидравлических тормозов велосипеда, включающий в себя тормозную жидкость, шприц для ее заливки, шланг и специальные ключи.

Настройка осуществляется следующим образом:

  1. Ослабляется крепеж калипера.
  2. Ручка зажимается. При этом калипер встает в нужную позицию.
  3. Проверяется симметричность расположения колодок относительно ротора. При необходимости калипер сдвигается вручную.
  4. Крепеж затягивается. Ручка должна быть зажата.
  5. Если калипер отцентрирован, но колодки стоят несимметрично, одну из них нужно прижать к диску и поработать ручкой. Лишняя жидкость выкачается из клапана второй колодки, и детали встанут ровно.
  6. Настраивается ручка - выставляется удобное расстояние до руля.


Гидролиния прокачивается, если колодки стоят ровно, но тормоза иногда срабатывают самостоятельно - это означает, что в гидравлическую систему попал воздух. Если специального набора нет, можно воспользоваться подручными аналогичными средствами . Найдя, чем прокачать дисковые гидравлические тормоза велосипеда, нужно сделать следующее:

  1. Надеть конец шланга на болт для прокачки.
  2. К другому концу прикрепить шприц с жидкостью или опустить его в емкость с нею.
  3. Открыть крышку расширительного бака и долить недостающую жидкость.
  4. Несколько раз резко нажать на ручку, задержать ее в зажатом положении и открыть винт прокачки на калипере. Воздух выйдет из системы.

Важно! При необходимости процедуру нужно повторить несколько раз - до тех пор, пока при нажатии на ручку в емкости с жидкостью не перестанут появляться пузырьки воздуха.

Замена

Установка нового тормоза производится следующим образом:

  1. На руле устанавливается и регулируется тормозная ручка.
  2. Колесо снимается.
  3. Ротор прикручивается к втулке.
  4. Колесо ставится на место, центрируется и затягивается.
  5. На вилке фиксируется адаптер калипера.
  6. Подключается гидролиния.
  7. Система заполняется тормозной жидкостью и регулируется.


Таким образом, несмотря на сложность дисковых тормозов по сравнению с V-brake, в случае проблем с ними не обязательно обращаться в мастерскую, так как отрегулировать гидравлические дисковые тормоза на велосипеде можно своими руками. Главное - соблюсти точность расположения колодок и диска , чтобы торможение было эффективным.

Видео

Настройка дисковых гидравлических тормозов показана на видео ниже.

1) Регулировка тормозных ручек


Ослабьте винт крепления колодки, колодка должна быть отцентрована относительно линии на ободе колеса (если таковая имеется), но при этом не задевала за покрышку (слишком высоко) или площадь тормознойповерхности колодки была, ниже обода (слишком низко). Считается, что колодки должны быть установлены чуть на конус, т.е. перед колодки должен прилегать первым. Делается это для того что бы грязь или песок как бы счищались передом колодки и не вступали в процесс торможения неким абразивом между ободом и колодкой, (этот маленький нюанс позволить продлить срок службы вашего обода). Добиться такого положения колодок можно следующим образом при затяжке подложить под заднюю часть колодки тонкую шайбу. Тут самое главное без фанатизма, чем больше не значит лучше.

  1. Центровка
















4. Острота торможения.

Эффективность торможения регулируем настройкой натяжения троса на тормозной ручке. Самое главное, что бы вращение колеса было свободным, и колодки не притормаживали «ход». Передней тормоз должен быть «мягче», чем задний т.к.во-первых, основная часть веса распределена на заднее колесо, а во-вторых, если вы «перетормозите» передним тормозом (актуально в нештатных ситуациях, когда торможение происходит рефлекторно), то совершите увлекательный полет через руль вашего велосипеда.

Умение тормозить является залогом активной и безопасной езды. Умение быстро остановить велосипед необходимо не только спортсменам велосипедистам, но и обычным пользователям - изменения ситуации на дороге могут произойти настолько внезапно, что маневрировать придётся на подсознательном уровне.

Вне зависимости от того какая система тормозов установлена на велосипеде залогом успешного торможения будет её исправное состояние. Каждый раз, перед выездом на дорогу необходимо проверять состояние тормозных тросов или гидравлической системы, следить за состоянием колодок.

Современные велосипеды способны обеспечивать скоростной режим на уровне автомобиля в городском потоке. Тормозная система также способна эффективно замедлять велосипед.

На сегодняшний день на велосипедах в основном используется три вида тормозных систем:

  • Система с V образными тормозами.
  • Дисковые тормоза.
  • Гидравлические тормоза.

К сожалению, в отличие от автомобиля на велосипеде не устанавливаются электронные помощники для эффективного снижения скорости и остановки. Здесь приходиться рассчитывать только на свои силы. Не поленитесь на подходящей площадке потренировать наиболее часто возникающие ситуации.

Прежде чем приступить к рассмотрению, часто встречающихся ситуаций, давайте разберёмся в физике процесса. На велосипедиста во время торможения действует две силы. Одна из сил - сила притяжения, которая тянет велосипедиста к земле. Вторая сила инерции, которая тянет велосипедиста вперёд. Основной задачей для осуществления эффективного торможения является уравновесить эти две силы.


Самая простая и наиболее частая ситуация - это снижение скорости на сухом асфальте. Как известно, на велобайке установлено две тормозные системы – передняя и задняя.

Эффект от торможения можно увеличить примерно на тридцать процентов, если научиться применять тормоза на грани блокировки колёс. Заблокированные колёса только ухудшат тормозные свойства. В случае блокировки колёс торможение будет достигаться только трением покрышек об асфальт, а специально сконструированная тормозная система будет бездействовать.

При замедлении на поверхности с отсутствием влаги самое эффективное замедление, как в теории, так и на практике обеспечит правильное применение переднего тормоза велосипеда. Если потратить незначительное количество времени на то чтобы изучить алгоритм работы переднего тормоза, то катание на велосипеде будет менее травмоопасным.

Значительное количество велосипедистов с опаской относятся к применению переднего тормоза из-за боязни вылететь вперёд через руль. Такое может случиться только с теми велосипедистами, которые незнакомы с изменениями, происходящими во время торможения велосипеда.

Вылет через руль происходит не из-за резкого торможения, а за счёт силы инерции, которая тянет велосипедиста вперёд. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо перед началом торможения переместить массу тела на педальный узел и удерживать такое положение во время всего процесса торможения.

Естественно, при использовании заднего тормоза опасность перелететь через руль отпадает, но на практике доказано, что тормозной путь увеличивается в два раза при использовании только заднего тормоза, чем переднего.

Важное значение при резком торможении имеет сила рук. Необходимо надежно держаться за руль во время резкого замедления.Необходимо использовать силу рук и правильную технику посадки, для удержания центра тяжести максимально сзади. Это позволяет максимально снизить тормозной путь. Такие навыки необходимо использовать постоянно вне зависимости от того какой тормоз задействован.

Как добиться таких навыков человеку, только что севшему на велосипед?


Как и в любом другом деле единственным и самым надёжным методом является постоянная тренировка.

В самом начале тренировок необходимо намеренно контролировать свои действия. Необходимо изжить из себя страх при использовании переднего тормоза. Во время тренировок по возможности отказаться от применения заднего тормоза.

На начальном этапе необходимо зажимать тормозную ручку плавно, чтобы научиться дозировать тормозное усилие. Ни в коем случае нельзя допускать панических резких движений. Пусть в начале тормозной путь будет больше чем обычно пока навык использования переднего тормоза не доведён до автоматизма.

Для проведения тренировок желательно выбрать ровную площадку достаточного размера.

Для достижения максимального эффекта необходимо произвести регулировку тормозного механизма таким образом, чтобы блокировка колеса наступала только при полном нажатии ручки тормоза.

Правильное использование переднего тормоза не означает, что можно забыть о заднем тормозе. Задний тормоз при торможении на сухом асфальте служит дополнительным тормозом. Он вступает в силу в момент, когда переднее колесо практически заблокировано, но продолжает вращение.

В этот момент необходимо добавить тормозное усилие от задних тормозов. По аналогии с автомобилем, где на передние тормоза приходится семьдесят пять процентов тормозного усилия и только оставшиеся двадцать процентов на задние. Самое главное во время торможения избегать блокировки колёс. Заблокированные колёса лишают велосипедиста маневрировать во время торможения и приводят к нежелательным падениям.


Велосипед не самое лучшее транспортное средство для катания под дождём и, естественно, что специально в дождь на велосипеде никто выезжать не станет. Но если же в пути застал дождь надо быть готовым к такому повороту событий.

На мокром покрытии сцепление шин с асфальтовым покрытием становится намного меньше по сравнению с сухой погодой. Самое опасное время - это первые минуты дождя. Потоки воды ещё не успели смыть всю пыль с дороги, а только превратили её в скользкую субстанцию. Это надо учитывать при выборе скоростного режима и маневрирования. Также намокшие тормозные механизмы теряют свою эффективность.

Достаточно эффективными в дождь остаются только дисковые тормоза. Торможение в дождь, как и любой другой манёвр, надо планировать заранее. Перед самим торможением необходимо несколькими короткими, несильными нажатиями на ручки тормозов просушить колодки. Такая несложная операция поможет вернуть тормозным колодкам первоначальные свойства. По крайней мере, если не вернёт на все сто процентов, то максимально улучшить тормозные свойства.

Из-за уменьшения сцепных свойств шин с дорогой при использовании переднего тормоза можно не рассчитать с тормозным усилием. Вследствие чего произойдёт блокировка переднего колеса и падения не избежать. Поэтому торможение на мокрой дороге рекомендуется начинать с заднего тормоза.

Даже если произойдёт блокировка заднего колеса и велосипед пойдёт юзом заднего колеса возможно. Если становиться очевидным, что сейчас произойдёт блокировка колёс надо перебороть себя и немного распустить тормоза. Затем плавно добавлять тормозное усилие.

Для более эффективного снижения скорости задним тормозом велосипедисту необходимо переместить центр тяжести своего тела с передней оси на заднюю ось велосипеда. Этого можно достичь, привстав с седла и переместив тело немного назад, педали при этом нужно держать параллельно дороге. Таким образом, создавая дополнительную нагрузку на заднее колесо и увеличивая силу сцепления с дорогой. Увеличить сцепные свойства шин с дорогой можно приспусти немного шины.

Также необходимо учитывать, что во время дождя становятся скользкими линии дорожной разметки и крышки люков канализации. По возможности надо избегать торможения на них. Если же тормозить необходимо, то делать это надо с предельной осторожностью.

Учитывая все обстоятельства в дождливую погоду необходимо пользоваться двумя тормозами – передним и задним. Начиная процесс снижения скорости, задним тормозом постепенно добавляя усилие на переднюю тормозную систему.

Отдельно надо сказать о торможении в луже. Лужа сама по себе таит много опасностей для велосипедиста. Под ней могут скрываться камни ямы и всякое такое. При попадании велосипедиста в лужу торможение произойдёт, само собой, из-за увеличившегося сопротивления.

Если велосипедист не будет готов, то его ждёт малоприятный полет через руль. Для снижения эффекта от резкого изменения скорости необходимо перенести центр тяжести велосипедиста максимально назад и если позволяет конструкция велосипеда вниз. Погасив первый эффект от попадания в лужу можно начинать процесс торможения. Не меняя расположения центра тяжести тела, плавно короткими дозированными движениями, выжимаем рукоятку заднего тормоза.

Торможение на неровной поверхности


При использовании тормозов во время преодоления спусков необходимо ощутить момент, когда необходимо задействовать тормоза. Усилие на тормоза при спуске с горы необходимо подбирать очень правильно. Во время спуска необходимо помнить, что переднее колесо несёт гораздо большую нагрузку, чем заднее.

Используя передний тормоз, появляется возможность контроля над велосипедом, избегая при этом заноса. Необходимо учитывать, что избыточное усилие на передний тормоз приведёт к неизбежному падению велосипедиста через руль.

Для того чтобы избежать этого неприятного момента необходимо перенести центр тяжести на заднее колесо, при этом увеличив его тормозную силу. При переносе центра тяжести на заднюю ось выравнивается нагрузка на обе оси велосипеда. Тем самым позволяя эффективно использовать оба тормоза.

При езде, по неровной дороге, изобилующей кочками лучше воздержаться от использования переднего тормоза. Вследствие наездов на кочки велосипед подпрыгивает, и колеса попеременно разгружаются или вообще, зависают в воздухе.

При использовании переднего тормоза в момент, когда переднее колесо разгружено или потеряло сцепление с землёй, произойдёт моментальная блокировка колеса. Приземление на заблокированное колесо непременно приведёт к падению. Поэтому при езде по неровной поверхности лучше воспользоваться задним тормозом.

Торможение в повороте


При прохождении поворотов тормозами лучше не пользоваться. Скорость необходимо сбрасывать ещё до начала манёвра. От быстрого входа поворот быстрее не пройти всё равно придётся сбрасывать скорость и даже больше чем при правильном вхождении в поворот. Но если уже так сложилось, что скорость в вираже превышает допустимую, то необходимо задействовать два тормоза одновременно. Это позволит избежать сноса, как передней оси, так и задней.

При торможении в повороте необходимо учитывать тот факт, что в повороте колёса велосипеда находятся в разгруженном состоянии. Чем меньшая масса велосипеда и велосипедиста темь меньшее тормозное усилие необходимо прикладывать для снижения скорости в повороте.

Торможение при повреждении одного из колёс

В поездках может случиться всякое. Прокол колеса не такая уж редкая ситуация при велопрогулках. В случаях, когда одно из колёс пришло в негодность нужно задействовать тормоза второго целого колеса для немедленной остановки.

Использовать тормоз повреждённого колеса категорически воспрещается. Продолжать движение с повреждённым колесом довольно опасно. Соскочившая покрышка с обода может мгновенно заблокировать колесо и будет ещё хорошо, если это окажется заднее колесо. В противном случае, возможно, довольно неприятное падение.


При ситуациях, когда велосипедист оказался на скользком покрытии главная задача удержать равновесие. Поэтому лучше, вообще, никаких манёвров не предпринимать. Желательно такой участок дороги объехать или если нет возможности преодолеть его на предельно малой скорости. Если же велосипедист оказался на скользком участке дороги и необходимо применить торможение, то делать это надо при помощи заднего тормоза. Использование переднего тормоза грозит тем, что переднее колесо уйдёт в занос.

Тормозить задним тормозом необходимо плавными короткими нажатиями на ручку тормоза. Имитируя работу антиблокировочной системы тормозов, которая устанавливается на автомобилях. Тормозное усилие необходимо точно дозировать, чтобы не допустить заноса заднего колеса.

В случае если заднее колесо начало срываться в занос необходимо немедленно ослабить тормозное усилие и дать заднему колесу возобновить вращение. При возобновлении вращения заднее колесо само стремится вернуться на прежнюю траекторию, в то время как переднее колесо, наоборот, все время старается с этой траектории уйти.

Торможение падением

Как ни странно, такой метод тоже существует. Естественно, применять его надо только в экстренных ситуациях. Но к ним надо быть готовым и по возможности выйти без последствий из таких ситуаций. Если же остановить велосипед для предотвращения аварийной ситуации по-другому нельзя, то лучше всего применить контролируемое падение набок.

В момент перелёта через руль существует довольно большая вероятность получить травмы головы, позвоночника, шеи. При соскакивании с велосипеда назад, когда велосипед как бы выпрыгивает из-под велосипедиста вперёд возникает вероятность травмировать спину, копчик.

Падение назад может даже привести к летальному исходу при ударе затылком об асфальт. Так что падение набок для остановки велосипеда является самым безопасным методом. Для того что бы осуществить такой манёвр необходимо заблокировать заднее колесо и завалить велосипед на сторону в которую планируется падение.

Наиболее опасны падения через руль, когда могут повреждены черепная коробка, позвоночник и шея. Немногим лучше и падения назад, когда байк как бы «выскакивает» из-под седока вперёд. Тогда можно ушибить спину, повредить копчик или просто расстаться с жизнью от удара затылком о землю.

Наиболее безопасны контролируемые падения набок. Удобнее всего это делать на скользком или сыпучем грунте, если же место для падения изобилует корнями, камнями, а падать надо, то лучше всего это сделать следующим образом. Необходимо максимально переместиться назад, максимально выжать задний тормоз и оттолкнуться от велосипеда руками и ногами в наиболее безопасный момент.

Естественно, что отрабатывать данные действия, лучше всего заблаговременно, не дожидаясь критических ситуаций. Для проведения тренировок лучше всего подойдёт зимний сезон, во время которого умение ездить по льду само по себе требует от велосипедиста необходимости уметь сохранять баланс на велосипеде.

Для проведения тренировок необходимо подобрать небольшую площадку, вокруг которой есть сугробы. На скользком покрытии можно репетировать падения вбок, а мягкие сугробы позволяют смягчить удары.

Краткие итоги


Если для владельца велосипеда двухколесный друг является только транспортным средством чтобы добраться из пункта А в пункт Б, причём на черепашьей скорости то проблема эффективного торможения отсутствует как класс.

Как правильно тормозить на велосипеде: 7 техник торможения.

Каждый человек, который любит активную жизнь и велопрогулки, должен знать, как отрегулировать тормоза на велосипеде. Дело в том, что после длительной езды система может работать не совсем качественно. Итак, рассмотрим, когда же нужна регулировка. Прежде всего, она производится в том случае, если тормоза еще новые и были только недавно установлены, либо если система расшаталась и просто чиркает по колесу, не останавливая его. Если вы заметили, что байк останавливается слишком долго, то его тоже нужно внимательно осмотреть.

Если вы не знаете, как отрегулировать тормоза на велосипеде, нужно сначала определиться с типом системы - векторная, дисковая или клещевая. Каждая из них имеет свои особенности настройки. Первые два типа используются чаще всего, поэтому о них мы и будем говорить.

Итак, разберемся с дисковой системой. Перед тем как отрегулировать тормоза на велосипеде, следует рассмотреть их устройство. С левой стороны на втулке рядом со спицами установлен диск из стали. К нему с обеих сторон прижимаются Между ними и диском должен быть просвет. Чаще всего регулировать приходится ротор при помощи шестигранного ключа. Теперь следует покрутить колесо, чтобы определить, не трут ли колодки о диск, если система не задействована. Если нужно, чтобы тормозная ручка имела меньший ход, то шестигранник в ней нужно вкрутить глубже. Теперь следует отрегулировать колесо и подтянуть все болты. Если после проверки велосипеда вы заметили, что тормоза настроены не полностью, снова отрегулируйте ротор и колодки.


Перед тем как отрегулировать тормоза на велосипеде, посмотрите, все ли в порядке с ходовой частью. Возможно, придется заменить некоторые детали, например, если сломались колодки. Если они стоят на месте, однако даже при плотном прилегании тормоз работает плохо, попробуйте их обезжирить. Желательно, чтобы колодки были металлическими.

Тормоза для велосипеда очень важны, ведь они обеспечивают безопасность и позволяют остановиться. Отладка системы должна производиться очень внимательно. Например, ободные тормоза нужно регулировать так: переворачиваем велосипед и с силой крутим колесо. При этом обращаем внимание на положение колодок относительно должен располагаться строго посередине между ними. Если колесо наклонено, то его следует выровнять, а также сдвинуть тормоз в нужную сторону. Колодки должны быть настроены так, чтобы они не свисали и не касались покрышек. Расстояние до обода регулируется при помощи болта на манетке.


Причина плохой работы системы может заключаться в ненадежном натяжении тросов. Для этого следует открутить крепления, натянуть их как можно сильнее и закрутить. Если необходима более тонкая настройка, то проводить ее нужно во время катания при помощи специальных регуляторов, которые располагаются на ручках.

Вот вкратце и вся информация о том, как настроить тормоза на велосипеде. Будьте внимательны и осторожны. Удачи!

Продолжаем велотематику. На этот раз займёмся чем то посерьёзнее, чем - установкой v-brake (современный ручной велосипедный тормоз) на старую вилку советсткого велосипеда. В качестве подопытного образца выступает всё та же Кама "фиг знает какого года", на которой конечно не предусмотрен крепёж на вилке.

Самый простой вариант - приварить две гайки. Но если нет сварочного аппарата, тогда расскажу, как сделать простой крепёж без травмы вилки! Перед началом работ рекомендую ознакомиться на живом образце с принципом действия тормозов класса v-brake. Сверлить вилку нельзя!

1) Покупаем тормоза v-brake. Не дешёвую китайчатину, а средний уровень с минимум гаек.

Вот так выглядит половинка нормального ви-брейка (это если по-русски). Тормоз универсальный, высоты хватает, чтобы поставить классическое низкое крыло. Насчёт всякой пластиковой ерунды не скажу.

2) Тормоза можно закрепить на металлической подкове, а затем её зажать на вилке (как это бывает на современных вилках), либо симитировать приваренные болванки. Остановимся на втором варианте и будем делать зажим из дюралевых пластин.

Дюраль или дюралюминий - мягкий сплав, и в этом его преимущество, потому как зажим будет легко стянуть, и он повторит весь контур стойки вилки, что значит - сядет крепко и не помнёт её. Кстати, без особых проблем дюраль режется ножницами по металлу, болгарка не обязательна.

3) Сверлим полосу дюраля в трёх местах, пробуем на вилке и обрезаем:



Продевать следует не винт (как на картинке), а именно болт с головкой под ключ, чтобы сужающиеся стенки полосы его зажали.

Вот такие болты:



Длину болта надо брать с учётом глубины тормоза, нескольких шайб и гаек. Толщина особо роли не играет, её можно добрать термоусадкой.

В конечном виде зажим на одну стойку вилки выглядит вот так:



Здесь по ходу изготовления зажима я примеряю посадку тормоза:



И крупнее:



Ещё такой момент: на тормозной половинке есть возвратная пружина. Для неё можно сразу сообразить фиксаж на зажиме, но я не стал заморачиваться и оттянул хомутом на вилке.

4) Переворачиваем велик и начинаем пляски с позиционированием зажима:


Изолентой я помечал высоту. Зажимы ставил в обратную сторону, как на крутых складниках =). Тянуть гайки надо хорошо, чтобы исключить малейший люфт. Как выше писал, дюраль великолепно стягивается.